Всадник весенней земли

Сегодня исполняется 80 лет поэту Виктору Сосноре.

Всадник весенней земли |

На обложке большого тома стихотворений Виктора Сосноры (2006) – одно слово под фамилией: «Стихотворения». Это издание представило, как указано в аннотации, «все его поэтические произведения в полном объеме». Все 22 книги, безо всяких изъятий, – от «Всадников» до «Двери закрываются». Конечно, лучше было бы выпускать их по мере создания. Но многие годы поэт не был свободен в своих публикациях. Издание 2006 года практически оказалось всем поэтическим наследием поэта. Неопубликованными остались лишь некоторые прозаические произведения.

Что до содержания стихов и поэм, то оно многогранно – от личных переживаний до исторических событий, с упоминанием множества персонажей и событий, от Древнего Рима и Древней Руси до конца XX века.

Читать произведения Виктора Сосноры нелегко. Его «Мартовские иды» (да и многое другое) отражают внутренний мир поэта, его восприятие пережитого. Иные «пассажи» требуют читательских усилий («У дойных Муз есть евнухи у герм... до полигамий в возраст не дошедши, что ж бродишь одиноких од гормон, что демонам ты спати не даеши?»).

Среди сотен стихотворений поэта я чаще всего перечитываю его «Прокрустово ложе» – с эпиграфом: «То ложе имело размеры: метр шестьдесят сантиметров». Речь в нем о разбойнике Прокрусте, который предлагал путникам отдохнуть на «приятном ложе» размером метр шестьдесят сантиметров. Но путник не знал, что его ждет. Прокруст приготовил ему ловушку: «Длинные ноги обрубит, короткие ноги дотянет». В традиционном стихотворении с точной рифмой и размером таится подвох.

Мы, эллины, бравши бури,
Бросавшие вызов затменьям,
Мы все одинаковы будем,
Все – метр шестьдесят
                                   сантиметров.
Рост средний. Вес средний.
                                   Мозг средний.
И средние точки зренья.
И средние дни пожинаем.
И средней подвержены боли.
Положено, так пожелали
Эгидодержавные боги.

Широта его творческого диапазона во многом обусловлена биографией. Недаром поддержавший Виктора Соснору Николай Асеев в 1961-м писал о его «разорванном на клочки детстве».

Уроженец Алупки, сын профессионального военного, Виктор ребенком попал в блокаду. Затем оказался на Кубани, где едва не погиб в оккупации. Дальше пошли переезды из города в город. В первом классе Виктор в Махачкале, во втором снова в Ленинграде, в третьем и в четвертом – в Архангельске. Позже – очень важная пора во Львове, где впервые он встретился с древнерусскими летописями.

Затем служба в армии и несколько лет работы слесарем-электриком на Невском машиностроительном заводе.

Путь в профессиональную литературу был нелегким. В 1961-м Виктору Сосноре исполнилось 25 лет. Написанные тогда «Последние песни Бояна», его «Слово о полку Игореве» не варианты на исторические темы – подлинное новаторство. После знакомства с поэтом это признали не только Николай Асеев, но и Дмитрий Лихачев. «Странно, – писал в своем письме Соснора Асееву, – когда я сажусь за современные стихи, я фантазирую, когда сажусь за исторические – вижу все до того реально, до того зримо, что хочется оттолкнуться от летящей стрелы».

Это письмо столь же поэтично, сколь и стихи от первого лица: «Я всадник, я воин, я в поле один. / Последний династии вольной орды. / Я всадник. Я воин. Встречаю восход / С повернутым к солнцу веселым виском. / Я всадник, во все времена. / На левом плече моем дремлет сова. / И древнее стремя звенит. / Но я не военный потомок славян. / Я всадник весенней земли».

В начале нового века (2004) Виктор Александрович Соснора был удостоен литературной премии Андрея Белого «За безупречную судьбу поэта, изменившую судьбу русской словесности».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (5692) от 28.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?