Всадник вернулся

Завершился XVI международный фестиваль балета «Мариинский».

Всадник вернулся | ФОТО Валентина БАРАНОВСКОГО/предоставлено пресс-службой театра

ФОТО Валентина БАРАНОВСКОГО/предоставлено пресс-службой театра

Хореографический праздник открылся премьерой – «Медным всадником» Рейнгольда Глиэра в постановке Юрия Смекалова. У этого балета, впервые поставленного Ростиславом Захаровым в 1949 году, долгая и счастливая судьба. Он был любим ленинградцами, которых привлекала мелодичная музыка, хорошо всем знакомый сюжет пушкинской поэмы, мастерство исполнителей. В партии главных героев, Параши и Евгения, выступали десятки ведущих танцовщиков Кировского театра. Балет был вскоре перенесен на сцену Большого театра СССР, в партии Параши выступала Галина Уланова. «Медный всадник» стал своего рода символом Ленинграда, а фрагмент партитуры, «Гимн Великому городу», звучит на перроне Московского вокзала, встречая приезжающих гостей.

Балет ушел из репертуара Кировского театра в 1980 году, его хореография была во многом забыта. Восстановить спектакль поручили танцовщику и хореографу Юрию Смекалову, в послужном списке которого немало удачных работ. На помощь ему были призваны артисты старшего поколения, в памяти которых сохранились фрагменты спектакля. Это в первую очередь Татьяна Васильева и Андрей Босов, исполнители главных партий в 1980-х годах. Они тщательно восстановили дуэты и вариации героев, психологический строй отдельных сцен. Хореографию характерных танцев воссоздала Ирина Генслер, а роль Петра I снова воплотил Владимир Пономарев.

В хореографической ткани прежнего спектакля остались лакуны, которые никто уже не мог вспомнить. И тут за дело взялся Юрий Смекалов, которому нельзя отказать в размахе фантазии. Однако созданные им фрагменты не всегда отличаются вкусом, продуманностью и изобретательностью. Длиннотами грешат народные танцы на Сенатской площади, они во многом напоминают сюиты ансамбля Игоря Моисеева. Затянута и скучна по хореографии сцена петровской ассамблеи, танцы девушек у домика Параши страдают нелепыми бытовыми подробностями и опять же длиннотами.

Не удалось в целом оформление балета, созданное художником Андреем Свебо. Сцена наводнения – сумбурна по замыслу, претенциозна по исполнению. Безвкусны видеопроекции Медного всадника, преследующего безумного Евгения. Огромные возможности новой сцены Мариинского театра использованы впустую. Спектакль во многом спасают исполнители. Виктория Терешкина и Владимир Шкляров создали сильные образы главных героев, где лирика сочетается с трагическим накалом, а дуэтный танец наполнен трепетными чувствами.

Одним из событий фестиваля стал вечер «Посвящение педагогу», созданный по инициативе Дианы Вишневой в честь профессора Академии им. Вагановой Людмилы Ковалевой, отдавшей более тридцати пяти лет педагогической деятельности и воспитавшей десятки замечательных танцовщиц. Среди ее учениц помимо Вишневой Ольга Смирнова (Большой театр), Ольга Есина (Венская опера), а мариинскую сцену украшают Софья Гумерова, Кристина Шапран, Алиса Петренко. Все они выступили в гала-концерте, проявив замечательную выучку, свободу существования в стилистически разной пластике.

Приезд балетной труппы Пермского театра оперы и балета всегда с радостью встречается петербургскими зрителями. Возглавляемая выпускником Академии им. Вагановой Алексеем Мирошниченко труппа, отлично выученная, обладающая созвездием талантливых исполнителей, всегда стремится расширить свой репертуар. Вот и на этот раз коллектив показал триптих одноактных балетов, незнакомых петербуржцам. «Конькобежцы», созданные корифеем английской хореографии Фредериком Аштоном в 1937 году, до сих пор привлекают юмором и необычностью хореографического языка. Танцовщики имитируют скользящие движения конькобежцев, демонстрируют их мастерство, а порой – неудачи. Среди конькобежцев – свой чемпион-виртуоз (Руслан Савденов), которому по плечу все трюки ледового ристалища.

Американский хореограф Даглас Ли назвал свой опус «Когда идет снег». Ни к снегу, ни к зимней стуже это название не имеет отношения. Через весь спектакль проходит тема кукол, движениями которых управляет невидимый кукловод. «Зимние грезы» на сборную музыку Чайковского – шедевр еще одного корифея английской хореографии – Кеннета Макмиллана. Основой балета, созданного в 1991 году, стала пьеса Чехова «Три сестры». Это не пересказ знаменитой пьесы, а хореографическая интерпретация надежд, тревог и разочарований чеховских героев. Балет великолепен своей драматургической законченностью, тонкостью деталей, яркостью акцентов. Глубокие образы создали Ирина Билаш (Маша), Никита Четвериков (Вершинин), Наталья де Фробервиль (Ирина).

Фестиваль ознакомил петербуржцев с разнообразием актерских индивидуальностей, включив в состав исполнителей классических балетов – «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Баядерки» – целое созвездие зарубежных солистов, среди которых Элоиз Бурдон и Хана О,Нил из Парижской оперы и Эвин Макки из Национального балета Канады.

Фестиваль «Мариинский» – всегда праздник. Несмотря на просчеты, он всколыхнул довольно будничную жизнь мариинского балета.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (5680) от 12.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...