Главная городская газета

Всадник вернулся

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью
Всадник вернулся | ФОТО Валентина БАРАНОВСКОГО/предоставлено пресс-службой театра

ФОТО Валентина БАРАНОВСКОГО/предоставлено пресс-службой театра

Завершился XVI международный фестиваль балета «Мариинский».

Хореографический праздник открылся премьерой – «Медным всадником» Рейнгольда Глиэра в постановке Юрия Смекалова. У этого балета, впервые поставленного Ростиславом Захаровым в 1949 году, долгая и счастливая судьба. Он был любим ленинградцами, которых привлекала мелодичная музыка, хорошо всем знакомый сюжет пушкинской поэмы, мастерство исполнителей. В партии главных героев, Параши и Евгения, выступали десятки ведущих танцовщиков Кировского театра. Балет был вскоре перенесен на сцену Большого театра СССР, в партии Параши выступала Галина Уланова. «Медный всадник» стал своего рода символом Ленинграда, а фрагмент партитуры, «Гимн Великому городу», звучит на перроне Московского вокзала, встречая приезжающих гостей.

Балет ушел из репертуара Кировского театра в 1980 году, его хореография была во многом забыта. Восстановить спектакль поручили танцовщику и хореографу Юрию Смекалову, в послужном списке которого немало удачных работ. На помощь ему были призваны артисты старшего поколения, в памяти которых сохранились фрагменты спектакля. Это в первую очередь Татьяна Васильева и Андрей Босов, исполнители главных партий в 1980-х годах. Они тщательно восстановили дуэты и вариации героев, психологический строй отдельных сцен. Хореографию характерных танцев воссоздала Ирина Генслер, а роль Петра I снова воплотил Владимир Пономарев.

В хореографической ткани прежнего спектакля остались лакуны, которые никто уже не мог вспомнить. И тут за дело взялся Юрий Смекалов, которому нельзя отказать в размахе фантазии. Однако созданные им фрагменты не всегда отличаются вкусом, продуманностью и изобретательностью. Длиннотами грешат народные танцы на Сенатской площади, они во многом напоминают сюиты ансамбля Игоря Моисеева. Затянута и скучна по хореографии сцена петровской ассамблеи, танцы девушек у домика Параши страдают нелепыми бытовыми подробностями и опять же длиннотами.

Не удалось в целом оформление балета, созданное художником Андреем Свебо. Сцена наводнения – сумбурна по замыслу, претенциозна по исполнению. Безвкусны видеопроекции Медного всадника, преследующего безумного Евгения. Огромные возможности новой сцены Мариинского театра использованы впустую. Спектакль во многом спасают исполнители. Виктория Терешкина и Владимир Шкляров создали сильные образы главных героев, где лирика сочетается с трагическим накалом, а дуэтный танец наполнен трепетными чувствами.

Одним из событий фестиваля стал вечер «Посвящение педагогу», созданный по инициативе Дианы Вишневой в честь профессора Академии им. Вагановой Людмилы Ковалевой, отдавшей более тридцати пяти лет педагогической деятельности и воспитавшей десятки замечательных танцовщиц. Среди ее учениц помимо Вишневой Ольга Смирнова (Большой театр), Ольга Есина (Венская опера), а мариинскую сцену украшают Софья Гумерова, Кристина Шапран, Алиса Петренко. Все они выступили в гала-концерте, проявив замечательную выучку, свободу существования в стилистически разной пластике.

Приезд балетной труппы Пермского театра оперы и балета всегда с радостью встречается петербургскими зрителями. Возглавляемая выпускником Академии им. Вагановой Алексеем Мирошниченко труппа, отлично выученная, обладающая созвездием талантливых исполнителей, всегда стремится расширить свой репертуар. Вот и на этот раз коллектив показал триптих одноактных балетов, незнакомых петербуржцам. «Конькобежцы», созданные корифеем английской хореографии Фредериком Аштоном в 1937 году, до сих пор привлекают юмором и необычностью хореографического языка. Танцовщики имитируют скользящие движения конькобежцев, демонстрируют их мастерство, а порой – неудачи. Среди конькобежцев – свой чемпион-виртуоз (Руслан Савденов), которому по плечу все трюки ледового ристалища.

Американский хореограф Даглас Ли назвал свой опус «Когда идет снег». Ни к снегу, ни к зимней стуже это название не имеет отношения. Через весь спектакль проходит тема кукол, движениями которых управляет невидимый кукловод. «Зимние грезы» на сборную музыку Чайковского – шедевр еще одного корифея английской хореографии – Кеннета Макмиллана. Основой балета, созданного в 1991 году, стала пьеса Чехова «Три сестры». Это не пересказ знаменитой пьесы, а хореографическая интерпретация надежд, тревог и разочарований чеховских героев. Балет великолепен своей драматургической законченностью, тонкостью деталей, яркостью акцентов. Глубокие образы создали Ирина Билаш (Маша), Никита Четвериков (Вершинин), Наталья де Фробервиль (Ирина).

Фестиваль ознакомил петербуржцев с разнообразием актерских индивидуальностей, включив в состав исполнителей классических балетов – «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Баядерки» – целое созвездие зарубежных солистов, среди которых Элоиз Бурдон и Хана О,Нил из Парижской оперы и Эвин Макки из Национального балета Канады.

Фестиваль «Мариинский» – всегда праздник. Несмотря на просчеты, он всколыхнул довольно будничную жизнь мариинского балета.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook