Вручены международные премии имени академика Дмитрия Лихачева

Эта церемония стала встречей в достаточно узком кругу единомышленников. Может быть, оно и к лучшему: действо проходило в дружеской атмосфере, без какого‑либо налета официальности. Награждение намечали провести еще осенью, но тогда его пришлось отложить из‑за пандемии.

Вручены международные премии имени академика Дмитрия Лихачева | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Напомним, премия была учреждена в 2006 году правительством города и Фондом имени Д. С. Лихачева, председателем правления которого тогда был Даниил Гранин. Писатель называл ее просто — «за подвижничество». Лауреатами становились нередко не самые известные люди, но все они являлись настоящими хранителями историко-культурного наследия России. А выдвигать кандидатов, по правилам конкурса, могли члены правления Фонда имени Д. С. Лихачева и лауреаты прошлых лет, и этот принцип оказался верным, поскольку именно они лучше других знают своих коллег-подвижников.

Нынешняя премия — 12‑я по счету. За все годы ее лауреатами стали 62 человека, причем больше трети из них — из регионов России. И в этот раз церемония награждения началась с «человека из глубинки». Елена Шатковская — директор национального парка «Кенозерский». Он единственный в системе федеральных особо охраняемых природных территорий России, включающий в себя памятники архитектуры, среди которых шедевры русского деревянного зодчества XVIII века.

Мне повезло на знакомство с людьми, которые повлияли на мое мировоззрение. В первую очередь речь о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, — рассказала Шатковская. — Помню, как он спокойно, неторопливо, почти бесстрастно говорил о том, как ему удалось уцелеть в Соловецком лагере… Для меня и сегодня Дмитрий Сергеевич, считавший, что именно Русскому Северу мы обязаны сохранением традиций русской культуры, остается нравственной опорой.

Среди тех, кто отмечен премией имени Лихачева, — директор петербургского издательства «Вита Нова» Алексей Захаренков, а также старейший сотрудник Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Людмила Зуб. В свое время ее вдохновило предложение Дмитрия Лихачева создать музей в музее, посвященный «Слову о полку Игореве». Почти четыре десятка лет назад идея была воплощена в жизнь, и с тех пор Людмила Михайловна заведует экспозицией.

Еще одного лауреата Лихачевской премии — историка архитектуры Бориса Кирикова — представлял профессор Академии художеств Владимир Лисовский.

Борис Михайлович не кто иной, как живой классик. Без обращения к его исследованиям ныне невозможен труд практически любого петербургского краеведа, ведь за каждой его публикацией — скрупулезный труд, глубочайшие архивные исследования, — отметил Лисовский. — И что еще очень важно: Кириков оказался не только талантливым исследователем, но и умелым чиновником-адми­нистратором. Подобное сочетание встречается достаточно редко. Работая на посту зампреда КГИОП, он сделал очень много для учета и постановки на охрану петербургских зданий второй половины XIX — начала ХХ века.

Зарубежными лауреатами премии в этом году стали супруги Сабина и Дитер Фаль из Берлина — слависты, исследователи и популяризаторы древнерусской литературы. После объединения Германии, когда Академия наук ГДР прекратила свое существование, берлинская научная группа древнерусистов оказалась под угрозой ликвидации, и Дмитрий Лихачев, используя весь свой авторитет, приложил немалые усилия, чтобы убедить власти Германии сохранить ее.

И, наконец, отдельное слово еще об одном нынешнем лауреате Лихачевской премии — Любови Вениаминовне Антоновой. Несмотря на свои 93 года, она и сегодня фактически выступает общественной хранительницей усадьбы «Дубцы» в поселке Батецкий Новгородской области.

Про Любовь Вениаминовну мы узнали, когда участвовали в открытии мемориальной доски на станции Батецкая, посвященной Даниилу Гранину, — рассказала дочь писателя Марина Даниловна, возглавляющая фонд памяти своего отца. — И наше знакомство не было случайным, поскольку куда бы мы ни приехали в нашей стране, мы везде найдем подвижников, и именно в этом огромное богатство и достоинство нашего Отечества.

Любовь Антонова, офтальмолог по профессии, многие годы трудилась в Первом медицинском институте. По словам ее дочери Елены Барихновской, «мама всегда увлекалась историей и краеведением, но, когда работала, на это просто не хватало времени». Оно появилось, когда в конце 1980‑х годов она вышла на пенсию и стала проводить больше времени в родительском доме в Батецком, возле бывшей дворянской усадьбы «Дубцы».

Во время Великой Отечественной войны все усадебные постройки погибли. Остался только парк, который со временем превратился в буреломный лес. Мелкой порослью заросла аллея, обсаженная трехсотлетними липами, — не менее живописная, чем аллея Керн в Пушкинских Горах. Рукотворный пруд превратился в болото.

Смотреть на упадок было очень грустно, и Любовь Вениаминовна, как настоящий энтузиаст-подвижник, решила взяться за совершенно, казалось бы, безнадежное дело. По ее словам, ее вдохновили слова Дмитрия Лихачева о том, что русские усадебные парки — это то, что обязательно нужно беречь и сохранять.

Погибающий парк не давал маме покоя, — рассказала Елена Барихновская. — Начала она с субботников, на которые позвала местных школьников. Но, конечно, для восстановления парка нужны были серьезные средства, и я почти всю свою зарплату — была такая возможность — отдавала на мамины дела.

Признаться, местные жители поначалу не понимали, зачем «дачница» из Петербурга занимается «их» усадьбой. Даже слухи пошли, что она ее купила… Тем не менее факт остается фактом: на восстановление парка, в том числе очистку пруда, не было потрачено ни копейки из государственной казны.

Примерно за десять лет обширное зеленое пространство удалось привести в порядок, а затем пришлось приложить немало усилий для того, чтобы поддерживать его в достойном состоянии. В 2015 году удалось добиться придания парку статуса объекта культурного наследия регионального значения.

Активных местных жителей не так много, но радует то, что они хотя бы стали бережно относиться к парку, — говорит Любовь Вениаминовна. — Надеюсь, что главное дело своей жизни я сделала.


#награда #премия #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7147) от 11.04.2022 под заголовком «Подвижников искать не надо».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?