Время Свиридова
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения композитора Георгия Свиридова.
ФОТО Molodec/shutterstock.com
Если спросить граждан нашей страны о том, с какой музыкой у них ассоциируется тот период истории, который мы называем «советским», то мне кажется, многие назовут музыкальную заставку к вечернему выпуску информационной программы «Время». Эту музыку написал Георгий Васильевич Свиридов. Это небольшой фрагмент его сюиты к фильму Михаила Швейцера «Время, вперед!» (1966).
Думаю, что имя автора этих эфирных позывных уже давно заслужило честь быть занесенным в книгу рекордов, ибо вряд ли кто-то из композиторов мог столько раз услышать свою мелодию. 1 января 1968 года впервые на Центральном телевидении вышла в эфир программа «Время», позывные были услышаны сразу же и навсегда стали символом главной информационной программы страны. В бурные времена перемен ее пытались заменить на иные мотивы, в том числе и музыку Прокофьева, но Свиридов все же «взял верх». И мы твердо знаем, что вечером в 21.00 по местному времени граждане нашего Отечества сначала слышат музыку Свиридова, а затем слушают и видят новости дня.
Время действительно ушло резко вперед, но звуковые символы прошлого века остались с нами, напоминая о пережитом и пройденном пути. Свои музыкальные знаки на нем оставил великий уроженец Курского края, навсегда связавший творчество с традициями русской культуры. Его талант оформился в Ленинграде, где он постигал азы композиции в Консерватории под руководством Дмитрия Шостаковича. Свиридов жил и творил в нашем городе довольно долго – четверть века. Московским жителем он стал тогда, когда в музыкальном сообществе уже всем были известны и его фамилия, и его сочинения.
Звания и награды, коими был отмечен жизненный и творческий путь Свиридова, лишь внешняя часть признания таланта композитора, который так слышал свое время, свой век, понимая, как важно было связать в единую музыкальную традицию и русское хоровое пение, и мощные прорывы классиков в народную стихию девятнадцатого столетия, и трагический слом эпох века прошлого. Сочинения Свиридова – это эпический размах истории, воплощенный в глубинном соборном начале его ораториальных творений, и ритм тяжелой поступи новой эры. Он был гениально точен и в распевности тех хоров, которые сочинял к спектаклю Малого театра «Царь Федор Иоаннович», и в том гимне пушкинской эпохе, который фактически стал музыкальным звуковым каноном, сопровождающим наши представления о ней. А ведь поначалу это был, как сказали бы сегодня кинокритики, саундтрек к фильму Владимира Басова «Метель». Сейчас кажется, что эти композиции пришли к нам именно из пушкинского времени.
А «Патетическая оратория» так и осталась едва ли не единственным адекватным мелодическим отражением стиха, принадлежавшего Владимиру Маяковскому. Таланту Свиридова был подвластен и дар Бориса Пастернака, чьи строчки композитор претворил в кантату «Снег идет». А еще были у него и легендарные «Курские песни», и вокальные сочинения на стихи Блока, Есенина, Шекспира, Пушкина, Прокофьева... Уже на склоне лет Георгий Васильевич подарил миру еще два своих творения, названия которых говорят сами за себя. Это вокальная поэма «Петербург» (1994) и сочинение для хора «Песнопения и молитвы» (1995).
Композитор не дожил до фактического наступления XXI века и – может, к счастью, – не услышал те диссонансы звуков и травмирующих мелодий и мотивов, которые в буквальном смысле разрывали слух миллионов. Гармонии Георгия Свиридова навсегда остались в его ХХ веке. Но они нужны нам нынче, чтобы чувствовать и пытаться понять, куда мчится русская «Тройка» из «Метели». Сможем ли мы догнать то время, которое так стремительно несется в неизвестное будущее?.. Одно знаем точно: встреча наша с музыкой Свиридова неизменна, как восход солнца, ибо ровно в 21.00 время благодаря его гению снова напомнит о себе.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5607) от 16.12.2015.
Комментарии