Время скрипки

В Большом зале Филармонии выступили лауреаты известного конкурса им. Г. Венявского в Познани во главе с председателем жюри - выдающимся скрипачом Максимом Венгеровым.

Время скрипки | ФОТО предоставлено Фондом поддержки музыкального образования

ФОТО предоставлено Фондом поддержки музыкального образования

Концерт дал пышный старт II Международному скрипичному фестивалю, предоставив российской публике уникальную возможность услышать молодых победителей конкурса им. Венявского. На нем в 1952 году второе место занял 44-летний Давид Ойстрах, а позднее свое мастерство там доказывали Татьяна Гринденко (1972), Евгений Бушков (1986), Алена Баева (2001). К слову, сам Генрих Венявский внес свой вклад в развитие петербургской скрипичной школы, проработав на посту профессора в первой русской консерватории в течение трех лет с года ее основания.

На недавно прошедшем юбилейном, XV, конкурсе (устраивается раз в пять лет) в жюри во второй раз председательствовал Максим Венгеров, который лично участвовал в предварительном прослушивании 250 участников в Канаде, Швейцарии, Польше и Японии. Концерт лауреатов стал редким в наши кризисные дни событием благодаря исключительно инициативе руководителя Международного скрипичного фестиваля Вячеслава Зильберборда, отважившегося разделить с филармонической публикой столь недешевое живое удовольствие (а не очередную трансляцию).

Программа открылась Концертом си минор для четырех скрипок Антонио Вивальди, где три новоявленных лауреата очень гармонично и единодушно соединились с мастером. Это был идеальный выбор произведения для демонстрации цеховой солидарности: все состязаются, но делают это ради достижения общей цели. Вечер в целом прошел под знаком непрекращающегося удивления. Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением польского маэстро Петра Сулковского, художественного руководителя Ольштынской филармонии им. Ф. Нововейского, звучал неожиданно изящно и стильно. Свет в зале погасили, оставив лишь лампы на пультах, чем создали ощущение концерта при свечах. При «свечах» были исполнены и три следующих произведения, но в них отсутствие света служило уже средством для предельной концентрации слушателей на звуке, для того чтобы восприятие было как можно более интимным. Есть даже такой совет для начинающих влюбляться в музыку: послушать ее в полной темноте и тогда она, как электричество, заполнит все клеточки вашего организма.

Кореянка Ким Бомсори (26 лет) грациозно, по-девичьи хрупко и нежно сыграла Второй концерт для скрипки с оркестром Венявского. Японец Сейджи Окамото (22 года) показал свою нынешнюю зрелость в архитрудном Концерте для скрипки с оркестром Брамса. Оркестр всеми силами стремился поддерживать стремления волновавшегося музыканта, хотя говорить о полной состоятельности прочтения им этого произведения пока рано. Потрясением вечера стала двадцатилетняя грузинка турецкого происхождения Верико Чумбуридзе, явившая неслыханной смелости и зрелости интерпретацию Первого скрипичного концерта Шостаковича.

Очень хороших музыкантов от просто хороших отличает индивидуальность видения без оглядки на предшественников - способность сказать свое слово, которое раскроет авторский замысел во всей невероятной глубине и широте. Лишь гениям под силу владеть музыкальным временем. Верико дала это почувствовать в каденции концерта Шостаковича, когда реальное время как будто совсем остановилось, открыв двери для вечности. Это было пронзительное, даже пугающее откровение, во время которого скрипачка будто бы слушала завещание самого композитора. Мощным усилием Верико остановила время, чтобы дать нам услышать правду об эпохе, в которую пришлось жить и творить Шостаковичу. Звук скрипки был идентичен одинокому голосу человека в широчайшей гамме его эмоций, чувств, переживаний, мыслей.

В марте Международный скрипичный фестиваль готовит для нас встречу с легендой: Шломо Минц исполнит в Большом зале Филармонии всеми любимый Концерт для скрипки ми минор Феликса Мендельсона-Бартольди.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (5830) от 15.11.2016.


Комментарии