Время победителей

В парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «После войны» – учебные и дипломные работы студентов Репинского института 1945 – 1956 годов. При всей традиционности материала этот показ стал совершенно неожиданным.Коллектив «Благовест» из Белоруссии приглашает зрителей в новогодние дни на свой концерт.

Время победителей | Павел Чернов. «Подруги».

Павел Чернов. «Подруги».

Два года назад академия заявила серию выставок о петербургской академической школе: состоялась выставка «Советский неореализм», посвященная 1960-м годам. Тогда была привычная развеска в Рафаэлевском и Тициановском залах музея.

На этот раз ректор академии Семен Михайловский, автор идеи и куратор выставок всей серии, пригласил дизайнеров Андрея Шелютто и Ирину Чекмареву, чтобы общими усилиями преобразить привычное пространство.

Парадная анфилада скрыта от зрителя щитами, и только через специально оставленные «окна» смотрят античные персонажи из академического музея слепков и однажды открывается вид на Исаакиевский собор. Высокая классика – символ вечности и совершенства сопряжена с учебными картинами и рисунками послевоенных студентов. Многие авторы прошли войну, на архивных снимках большинство мужчин – в военной форме. Они делали историю и имеют право на равных разговаривать с вечностью. «Окна» в Рафаэлевском и Тициановском залах максимально заостряют эту идею.

Строгое пространство, стены которого выкрашены в белый и серый цвета, говорит о важной теме: академический художник в жестких условиях социалистического режима – поиски, поражения, победы. Кто-то потратил свой талант на «исторические» полотна с вождями в выдуманных ситуациях. Андрей Мыльников пишет в 1946 году дипломную картину «Клятва балтийцев» без вождей. Через три года Галина Зеленская изображает «Восстановление фонтана «Самсон» в Петродворце». Это событие стало символом возрождения Ленинграда после блокады.

Важный раздел выставки – «Школа». Там подробно показаны учебные постановки в классе и дипломные работы, посвященные мирной жизни. Как поясняет Семен Михайловский: «постановки – одна, две фигуры. В определенном движении, в той или иной позе. Обнаженные, одетые... Потом эти постановки перекочуют в картины. Так здесь учат с незапамятных времен. Как правило, у нас раньше показывали школу так – здесь постановки, а здесь картины. Мы показали вместе».

Стала очевидной связь между «Двойной обнаженной постановкой» Александра Соколова и картиной «Геологи на севере» Михаила Юдина, «Девушкой в розовой кофте» Энгельса Козлова и «Подругами» Павла Чернова.

Выставка напоминает и про забытые имена. Кто сейчас знает художника Дионисия Бирюкова? В 1950 году он создал замечательный портрет благородного пожилого артиста, которого можно снимать в «Саге о Форсайтах».

Лучше всего показано то, что демонстрировать труднее всего, – архитектурная графика. Это дипломные работы выпускников архитектурного факультета Виктории Струзман, Андрея Иконникова и многих других. В 1947 году вышло постановление правительства о строительстве московских высоток. Начинающие зодчие соединяют идеи международного стиля ар-деко и сталинского ампира в грандиозных проектах застройки Морской набережной на Васильевском острове, огромных зданий Музея истории Ленинграда (приближалось 250-летие города) и Музея блокады (тогда никто не мог знать о его печальной судьбе).

Монохромная графика размещена в конференц-зале в кубе со светло-алыми стенами, позволяющими рассматривать все детали рисунков. Потолок куба отсутствует, чтобы в центре свободно себя чувствовала Ника Самофракийская. В данном контексте – символ Великой Победы, которой посвящена вся выставка.

Любопытно, что эта копия сделана еще в начале ХХ века с оригинала, который хранится в Лувре.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (5370) от 26.12.2014.


Комментарии