Время победителей

В парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «После войны» – учебные и дипломные работы студентов Репинского института 1945 – 1956 годов. При всей традиционности материала этот показ стал совершенно неожиданным.Коллектив «Благовест» из Белоруссии приглашает зрителей в новогодние дни на свой концерт.

Время победителей | Павел Чернов. «Подруги».

Павел Чернов. «Подруги».

Два года назад академия заявила серию выставок о петербургской академической школе: состоялась выставка «Советский неореализм», посвященная 1960-м годам. Тогда была привычная развеска в Рафаэлевском и Тициановском залах музея.

На этот раз ректор академии Семен Михайловский, автор идеи и куратор выставок всей серии, пригласил дизайнеров Андрея Шелютто и Ирину Чекмареву, чтобы общими усилиями преобразить привычное пространство.

Парадная анфилада скрыта от зрителя щитами, и только через специально оставленные «окна» смотрят античные персонажи из академического музея слепков и однажды открывается вид на Исаакиевский собор. Высокая классика – символ вечности и совершенства сопряжена с учебными картинами и рисунками послевоенных студентов. Многие авторы прошли войну, на архивных снимках большинство мужчин – в военной форме. Они делали историю и имеют право на равных разговаривать с вечностью. «Окна» в Рафаэлевском и Тициановском залах максимально заостряют эту идею.

Строгое пространство, стены которого выкрашены в белый и серый цвета, говорит о важной теме: академический художник в жестких условиях социалистического режима – поиски, поражения, победы. Кто-то потратил свой талант на «исторические» полотна с вождями в выдуманных ситуациях. Андрей Мыльников пишет в 1946 году дипломную картину «Клятва балтийцев» без вождей. Через три года Галина Зеленская изображает «Восстановление фонтана «Самсон» в Петродворце». Это событие стало символом возрождения Ленинграда после блокады.

Важный раздел выставки – «Школа». Там подробно показаны учебные постановки в классе и дипломные работы, посвященные мирной жизни. Как поясняет Семен Михайловский: «постановки – одна, две фигуры. В определенном движении, в той или иной позе. Обнаженные, одетые... Потом эти постановки перекочуют в картины. Так здесь учат с незапамятных времен. Как правило, у нас раньше показывали школу так – здесь постановки, а здесь картины. Мы показали вместе».

Стала очевидной связь между «Двойной обнаженной постановкой» Александра Соколова и картиной «Геологи на севере» Михаила Юдина, «Девушкой в розовой кофте» Энгельса Козлова и «Подругами» Павла Чернова.

Выставка напоминает и про забытые имена. Кто сейчас знает художника Дионисия Бирюкова? В 1950 году он создал замечательный портрет благородного пожилого артиста, которого можно снимать в «Саге о Форсайтах».

Лучше всего показано то, что демонстрировать труднее всего, – архитектурная графика. Это дипломные работы выпускников архитектурного факультета Виктории Струзман, Андрея Иконникова и многих других. В 1947 году вышло постановление правительства о строительстве московских высоток. Начинающие зодчие соединяют идеи международного стиля ар-деко и сталинского ампира в грандиозных проектах застройки Морской набережной на Васильевском острове, огромных зданий Музея истории Ленинграда (приближалось 250-летие города) и Музея блокады (тогда никто не мог знать о его печальной судьбе).

Монохромная графика размещена в конференц-зале в кубе со светло-алыми стенами, позволяющими рассматривать все детали рисунков. Потолок куба отсутствует, чтобы в центре свободно себя чувствовала Ника Самофракийская. В данном контексте – символ Великой Победы, которой посвящена вся выставка.

Любопытно, что эта копия сделана еще в начале ХХ века с оригинала, который хранится в Лувре.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (5370) от 26.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?