Время по Шостаковичу

В этот день две главные музыкальные институции города - Мариинский театр и Филармония - впервые столь единодушно, без репертуарных расхождений в одно и то же время отметят юбилей автора симфоний, в которых вечное и злободневное сосуществуют нераздельно, а звуковые свидетельства эпохи одной страны оказываются универсальными символами, понятными всему человечеству. А Ленинградская симфония принесла Шостаковичу мировую славу.

Время по Шостаковичу | ФОТО ТАСС

ФОТО ТАСС

В Мариинском театре устроят гала-концерт, которым продирижирует маэстро Валерий Гергиев. В Малом зале Филармонии камерную музыку Шостаковича представит ансамбль музыкантов, возглавляемый пианистом Алексеем Гориболем. Юрий Темирканов, не любящий «датских» концертов, играет в этот день музыку Шостаковича исправно из сезона в сезон, оправдывая имя, которое носит вверенная ему петербургская Филармония. В этот раз он вместе с заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Филармонии представит слушателям свою трактовку эпической Пятой симфонии ре минор, которая была создана в 1937 году после гонений на Шостаковича за его оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В ней трескучий, неестественный мажор в коде финала если и следует формально бетховенской традиции «от мрака к свету, через борьбу к победе», то пропитан разъедающим скепсисом тщетности этой победы.

В Первом же концерте для скрипки с оркестром ля минор, премьера которого состоялась в 1955 году в Большом зале Филармонии, Шостакович пунктиром вписал монограмму - первые буквы своего имени и фамилии D.SCH, как подпись свидетеля эпохи. Эти «пляшущие» буквы, переложенные на ноты «ре-ми-бемоль-до-си», образуют острохарактерный трагический мотив, называемый «мотивом креста». И не случайно в этом четырехчастном концерте, начинающемся с сумрачного Ноктюрна, звучит и величественная трагическая Пассакалия как скорбное раздумье о судьбах страны и мира.

Сам маэстро Темирканов так рассказывает о своем знакомстве с композитором: «Шостакович был Пименом ХХ века. Историки могут написать много вариантов, что Сталин был мерзавец, другой напишет, что он создал страну, победил в войне, напишут еще что-нибудь - и все будет неправдой. Как говорил Ежи Лец, если из истории выбросить всю неправду, останется ли правда? Может не остаться ничего. Потому что те, кто пишет историю, пишут с выгодой для новой власти - той, при которой пишут эту историю. А Шостакович написал то, что переписать нельзя. Он передал атмосферу всей жизни, всех событий тех лет. Нельзя сказать, что я с ним дружил, я все же принадлежал к совсем другому поколению, и он для меня, молодого музыканта, был как далай лама. Я его много раз видел, но не осознавал всей историчности момента, лишь потом понял, как было важно встретить этого человека. О смысле музыки мы с Дмитрием Дмитриевичем никогда не говорили, иногда по телефону общались. Я ему рассказывал, как дирижирую то или иное его сочинение, и спрашивал, разрешает ли он мне сделать так-то и так-то. Помню, я дирижировал Десятую симфонию Шостаковича в Москве, а композитор лежал в больнице. Он по телефону сказал: «Делайте, как считаете правильным, а я буду слушать по трансляции»...

Колеса истории вращаются так стремительно, что сегодня, кажется, снова наступили времена, когда говорить о миссии Шостаковича становится занятием крайне актуальным и сложным. Соломон Волков, всемирно известный тем, что выпустил много лет назад «Свидетельство» - книгу записанных им воспоминаний композитора, где рассказано много всякой то ли обескураживающей правды, то ли «жареной», присочиненной интервьюером полуправды (книгу до сих пор не рискуют опубликовать в России), задумал переиздать в следующем году книгу «Шостакович и Сталин», где большое внимание уделено темной теме отношений вождя народа с композитором. Из печати уже вышла книга англичанина Джулиана Барнса «Шум времени», в которой художественное слово сочетается с элементами документального в описании жизни и творчества композитора.

«Первый канал» и канал «Культура» покажут в эти дни ряд фильмов разной степени свежести, посвященных Дмитрию Дмитриевичу. В Российской национальной библиотеке в отделе рукописей открылась любопытная выставка, посвященная не только Шостаковичу, но и его старшему современнику Сергею Прокофьеву, малоизвестным подробностям их дружеских отношений. В прошлом году в издательстве «Композитор - Санкт-Петербург» вышел трехтомник «Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919 - 1930», в котором автором-составителем выступила профессор Людмила Ковнацкая. Жизнь выдающегося композитора, годы его учебы и творческого формирования предстают там в череде документов и фотографий: адресов семьи и городских маршрутов, фигур однокурсников и друзей, учителей, учебных заданий и экзаменов, концертных выступлений, музыки к спектаклям...

30 сентября в Консерватории скромно, но со вкусом за один день проведут международную конференцию «К 110-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича: новые материалы, исследования, интерпретации». О том, что действительно нового мы узнаем о композиторе и его творчестве, можно будет судить только по ее окончании.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5794) от 23.09.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.