Время по Шостаковичу

В этот день две главные музыкальные институции города - Мариинский театр и Филармония - впервые столь единодушно, без репертуарных расхождений в одно и то же время отметят юбилей автора симфоний, в которых вечное и злободневное сосуществуют нераздельно, а звуковые свидетельства эпохи одной страны оказываются универсальными символами, понятными всему человечеству. А Ленинградская симфония принесла Шостаковичу мировую славу.

Время по Шостаковичу | ФОТО ТАСС

ФОТО ТАСС

В Мариинском театре устроят гала-концерт, которым продирижирует маэстро Валерий Гергиев. В Малом зале Филармонии камерную музыку Шостаковича представит ансамбль музыкантов, возглавляемый пианистом Алексеем Гориболем. Юрий Темирканов, не любящий «датских» концертов, играет в этот день музыку Шостаковича исправно из сезона в сезон, оправдывая имя, которое носит вверенная ему петербургская Филармония. В этот раз он вместе с заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Филармонии представит слушателям свою трактовку эпической Пятой симфонии ре минор, которая была создана в 1937 году после гонений на Шостаковича за его оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В ней трескучий, неестественный мажор в коде финала если и следует формально бетховенской традиции «от мрака к свету, через борьбу к победе», то пропитан разъедающим скепсисом тщетности этой победы.

В Первом же концерте для скрипки с оркестром ля минор, премьера которого состоялась в 1955 году в Большом зале Филармонии, Шостакович пунктиром вписал монограмму - первые буквы своего имени и фамилии D.SCH, как подпись свидетеля эпохи. Эти «пляшущие» буквы, переложенные на ноты «ре-ми-бемоль-до-си», образуют острохарактерный трагический мотив, называемый «мотивом креста». И не случайно в этом четырехчастном концерте, начинающемся с сумрачного Ноктюрна, звучит и величественная трагическая Пассакалия как скорбное раздумье о судьбах страны и мира.

Сам маэстро Темирканов так рассказывает о своем знакомстве с композитором: «Шостакович был Пименом ХХ века. Историки могут написать много вариантов, что Сталин был мерзавец, другой напишет, что он создал страну, победил в войне, напишут еще что-нибудь - и все будет неправдой. Как говорил Ежи Лец, если из истории выбросить всю неправду, останется ли правда? Может не остаться ничего. Потому что те, кто пишет историю, пишут с выгодой для новой власти - той, при которой пишут эту историю. А Шостакович написал то, что переписать нельзя. Он передал атмосферу всей жизни, всех событий тех лет. Нельзя сказать, что я с ним дружил, я все же принадлежал к совсем другому поколению, и он для меня, молодого музыканта, был как далай лама. Я его много раз видел, но не осознавал всей историчности момента, лишь потом понял, как было важно встретить этого человека. О смысле музыки мы с Дмитрием Дмитриевичем никогда не говорили, иногда по телефону общались. Я ему рассказывал, как дирижирую то или иное его сочинение, и спрашивал, разрешает ли он мне сделать так-то и так-то. Помню, я дирижировал Десятую симфонию Шостаковича в Москве, а композитор лежал в больнице. Он по телефону сказал: «Делайте, как считаете правильным, а я буду слушать по трансляции»...

Колеса истории вращаются так стремительно, что сегодня, кажется, снова наступили времена, когда говорить о миссии Шостаковича становится занятием крайне актуальным и сложным. Соломон Волков, всемирно известный тем, что выпустил много лет назад «Свидетельство» - книгу записанных им воспоминаний композитора, где рассказано много всякой то ли обескураживающей правды, то ли «жареной», присочиненной интервьюером полуправды (книгу до сих пор не рискуют опубликовать в России), задумал переиздать в следующем году книгу «Шостакович и Сталин», где большое внимание уделено темной теме отношений вождя народа с композитором. Из печати уже вышла книга англичанина Джулиана Барнса «Шум времени», в которой художественное слово сочетается с элементами документального в описании жизни и творчества композитора.

«Первый канал» и канал «Культура» покажут в эти дни ряд фильмов разной степени свежести, посвященных Дмитрию Дмитриевичу. В Российской национальной библиотеке в отделе рукописей открылась любопытная выставка, посвященная не только Шостаковичу, но и его старшему современнику Сергею Прокофьеву, малоизвестным подробностям их дружеских отношений. В прошлом году в издательстве «Композитор - Санкт-Петербург» вышел трехтомник «Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919 - 1930», в котором автором-составителем выступила профессор Людмила Ковнацкая. Жизнь выдающегося композитора, годы его учебы и творческого формирования предстают там в череде документов и фотографий: адресов семьи и городских маршрутов, фигур однокурсников и друзей, учителей, учебных заданий и экзаменов, концертных выступлений, музыки к спектаклям...

30 сентября в Консерватории скромно, но со вкусом за один день проведут международную конференцию «К 110-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича: новые материалы, исследования, интерпретации». О том, что действительно нового мы узнаем о композиторе и его творчестве, можно будет судить только по ее окончании.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5794) от 23.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...