Время бархата, время шинелей

Умная выставка «Царское Село. 1917. Накануне...» открылась в Камероновой галерее музея-заповедника. 50 подлинных предметов, редкие архивные документы и фотографии рассказывают о драматических событиях, происходивших в этом пригороде Петербурга весной - осенью 1917 года.

Время бархата, время шинелей | ФОТО предоставлено организаторами выставки.

ФОТО предоставлено организаторами выставки.

Как сообщила нашей газете Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», эта выставка не юбилейное мероприятие, а повод задуматься о революции в России, почитать документы, попытаться определить свое отношение к событиям столетней давности. Царское Село до начала весны 1917 года - это место, где живет императорская семья, здесь расположены особняки знати, идет светская жизнь, проходят военные парады. Фактически это столица огромной страны.

Затем ситуация резко меняется - Николай II и его семья становятся арестантами, ведут изолированную жизнь в Александровском дворце, и в то же время в Екатерининском дворце начинает работу Художественно-историческая комиссия. Профессионализму и самоотверженности ее сотрудников, за несколько месяцев создавших инвентарные карточки на самые ценные предметы, мы обязаны существованием дворцово-паркового музея-заповедника. В 2018 году, когда будет отмечаться столетие ГМЗ «Царское Село», музей обязательно вспомнит о них еще раз.

Выставка построена на диалогах вещей, фотографий, документов. По нашей просьбе Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ по научной работе, показала самые интересные. С одной стороны, придворное парадное платье из пунцового бархата с кокошником, созданное в 1913 году знаменитым кутюрье Чарлзом Уортом. Оно принадлежало фрейлине Зое де Стекль. Три года назад ее наследники, живущие в Великобритании, подарили музею этот роскошный наряд. С другой - аскетичные серые черкески Николая II и царевича Алексея. По документам известно, что детский мундир был найден в Тобольске, куда Романовых вывезли из Царского Села.

С одной стороны, фотографии и кинохроника, снятая в разные годы Александром Ягельским, личным кинооператором царя. С другой - портретная галерея членов Художественно-исторической комиссии, созданной в мае 1917 года. Ее возглавил архитектор Георгий Лукомский, самой юной сотрудницей была 17-летняя Анна Комелова, в будущем скульптор и историк искусства. В числе прикомандированных экспертов работал Александр Бенуа. За небольшие деньги (да и что они значили, когда страна перешла на керенки), имея глубокие знания и безупречный вкус, эти специалисты каталогизировали Золотой фонд будущего музея, выделив его среди огромного количества предметов, которыми были наполнены залы и кладовые Екатерининского дворца.

Например, представленный на выставке стул, созданный по эскизу Чарлза Камерона, был перенесен из кладовки на почетное место в парадную опочивальню Екатерины II.

Член комиссии Сергей Зарин каталогизировал все мосты, ограды и скамейки в парках, его работа актуальна для современных реставраторов. Сергей Коровин зарисовал датскую янтарную шкатулку XVII века, в 1911 году она была куплена Николаем II для Янтарной комнаты и стала его последним приобретением для Екатерининского дворца. Шкатулка погибла во время войны, сохранилась только крышка, которую можно увидеть вместе с рисунками Коровина.

В ночь на 1 августа 1917 года полковник Николай Романов и его семья высылаются в Тобольск. Лукомский становится свидетелем этого события, а буквально через несколько часов отдает приказ ничего не трогать в Александровском дворце, уже тогда думая о создании историко-бытового музея.

От этого времени сохранились автохромы (цветные фотопластинки) с видами дворца, созданные Андреем Зеестом. На одной из них видна цветущая белая гортензия, это значит, что снимок делался не позднее 2 - 3 августа.

Описи и инвентарные карточки сыграли огромную роль в спасении художественных ценностей Царского Села. По ним осенью 1917 года в связи с приближением к Петрограду германских войск готовилась эвакуация самого ценного. На выставке представлено письмо Лукомского комиссару Временного правительства Федору Головину от 4 октября: «В Москву отправлено 5 вагонов, 79 ящиков из Большого дворца, 29 - из Александровского, 8 - из Сервизной кладовой». Предметы из саксонского белого сервиза, китайские и испанская вазы представлены на выставке.

Ящики вернутся в Царское Село только через 5 лет, в уже открытый музей. В 1941 году архив с инвентарными карточками комиссии Лукомского по счастливому стечению обстоятельств удалось эвакуировать. Сейчас это ценный источник информации о произведениях искусства, которые хранились в Царском Селе 100 лет назад.

#Царское село #выставка #1917г

Комментарии