Время между «да» и «нет»

Перформансом «Уровень Боря», исполненным Инженерным театром АХЕ, об искусстве, которое спускается с балкона особняка и уходит в вечное плавание по Фонтанке — реке вечности, в Шереметевском дворце открылась выставка «БоПо. Неперелистанный театр».

Время между «да» и «нет» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Она посвящена Борису Понизовскому (1930 — 1995) — режиссеру, теоретику театра, художнику, литератору. Название выставки пояснила для «СПб ведомостей» театровед, куратор проекта Вера Сенькина. По ее словам, творчество Понизовского — одна из ключевых глав альтернативной и до сих пор не изученной истории российского театра. Большая часть замыслов режиссера осталась нереализованной.

Выставка, созданная по инициативе Музея театрального и музыкального искусства, является первой попыткой показать лабораторию Понизовского. Его архив, афиши, декорации, маски, куклы бережно сохраняют Елена Вензель и Галина Викулина, ученицы режиссера, которые в 1981 году, бросив все, приехали вслед за своим мастером из Кургана в Ленинград.

Коренной ленинградец Понизовский оказался на Урале в 1976-м по приглашению друзей, чтобы стать одновременно завлитом, музыкальным руководителем и очередным режиссером в театре «Гулливер» при местном ТЮЗе.

В ранней биографии Понизовского существуют красивая легенда и печальный факт. Первая говорит о том, что в 1947 году юноша, бросивший школу и бравший частные уроки у художников, в случайном разговоре настолько понравился Дмитрию Шостаковичу, что тот разрешал Понизовскому присутствовать в Филармонии на всех репетициях его сочинений.

Печальное же событие произошло в 1949-м, когда юноша неудачно спрыгнул с трамвайной «колбасы» и лишился обеих ног. Но Понизовский принял вызов судьбы и начал поиск своего места под солнцем как теоретик авангардного театра.

До практики еще далеко. С этого момента и начинается выставка, насыщенная текстами Понизовского: «Я рос материалистическим пантеистом, верил в исключительность всех», «Нужно столкнуть точечный театр актера с предлагаемым архитекторами и инженерами пространством», «Я использую все, что попадается мне под руку, фактически, это образ театра, который я делаю».

В 1958 году Понизовский познакомился с пенопластом и стал делать «бижу» — украшения, много позже они послужили основой масок для спектаклей. В начале 1960-х он встретился с Львом Нусбергом и Вячеславом Колейчуком, московскими художниками-кинетистами, вместе они мечтали создать театральную сцену-трансформер, где одновременно могло бы происходить несколько действий. В те же годы Понизовский снимает фильм «Кладовая». Пленка не сохранилась, осталось лишь несколько фотографий.

После возвращения из Кургана в Ленинград Понизовский создал детский театр «ДаДаДа». Созвучие с дадаистами не случайно, дети играют спектакли по текстам поэта-обэриута Александра Веденского, поэтов Олега Григорьева и Генриха Сапгира, друзей режиссера. В 1987 году Понизовский основал театр «ДаНет», который вскоре переезжает в сквот на Пушкинскую, 10, и становится одним из символов неофициального искусства Ленинграда. Из актеров «ДаНет» вышел Инженерный театр АХЕ. Видеозаписи фрагментов постановок, которые игрались в полуразрушенном доме, реквизита, режиссерских записей составили основу выставки «БоПо». Понизовсий считал смерть человека такой же естественной, как и его рождение. Поэтому ушел легко, во время очередной репетиции.

Выставку сопровождают встречи с соратниками Понизовского по «ДаНет» Еленой Вензель, Галиной Вакулиной, Яной Туминой, Максимом Исаевым, Павлом Семченко.

#выставка #Уровень Боря #AXE

Комментарии