Время между «да» и «нет»

Перформансом «Уровень Боря», исполненным Инженерным театром АХЕ, об искусстве, которое спускается с балкона особняка и уходит в вечное плавание по Фонтанке — реке вечности, в Шереметевском дворце открылась выставка «БоПо. Неперелистанный театр».

Время между «да» и «нет» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Она посвящена Борису Понизовскому (1930 — 1995) — режиссеру, теоретику театра, художнику, литератору. Название выставки пояснила для «СПб ведомостей» театровед, куратор проекта Вера Сенькина. По ее словам, творчество Понизовского — одна из ключевых глав альтернативной и до сих пор не изученной истории российского театра. Большая часть замыслов режиссера осталась нереализованной.

Выставка, созданная по инициативе Музея театрального и музыкального искусства, является первой попыткой показать лабораторию Понизовского. Его архив, афиши, декорации, маски, куклы бережно сохраняют Елена Вензель и Галина Викулина, ученицы режиссера, которые в 1981 году, бросив все, приехали вслед за своим мастером из Кургана в Ленинград.

Коренной ленинградец Понизовский оказался на Урале в 1976-м по приглашению друзей, чтобы стать одновременно завлитом, музыкальным руководителем и очередным режиссером в театре «Гулливер» при местном ТЮЗе.

В ранней биографии Понизовского существуют красивая легенда и печальный факт. Первая говорит о том, что в 1947 году юноша, бросивший школу и бравший частные уроки у художников, в случайном разговоре настолько понравился Дмитрию Шостаковичу, что тот разрешал Понизовскому присутствовать в Филармонии на всех репетициях его сочинений.

Печальное же событие произошло в 1949-м, когда юноша неудачно спрыгнул с трамвайной «колбасы» и лишился обеих ног. Но Понизовский принял вызов судьбы и начал поиск своего места под солнцем как теоретик авангардного театра.

До практики еще далеко. С этого момента и начинается выставка, насыщенная текстами Понизовского: «Я рос материалистическим пантеистом, верил в исключительность всех», «Нужно столкнуть точечный театр актера с предлагаемым архитекторами и инженерами пространством», «Я использую все, что попадается мне под руку, фактически, это образ театра, который я делаю».

В 1958 году Понизовский познакомился с пенопластом и стал делать «бижу» — украшения, много позже они послужили основой масок для спектаклей. В начале 1960-х он встретился с Львом Нусбергом и Вячеславом Колейчуком, московскими художниками-кинетистами, вместе они мечтали создать театральную сцену-трансформер, где одновременно могло бы происходить несколько действий. В те же годы Понизовский снимает фильм «Кладовая». Пленка не сохранилась, осталось лишь несколько фотографий.

После возвращения из Кургана в Ленинград Понизовский создал детский театр «ДаДаДа». Созвучие с дадаистами не случайно, дети играют спектакли по текстам поэта-обэриута Александра Веденского, поэтов Олега Григорьева и Генриха Сапгира, друзей режиссера. В 1987 году Понизовский основал театр «ДаНет», который вскоре переезжает в сквот на Пушкинскую, 10, и становится одним из символов неофициального искусства Ленинграда. Из актеров «ДаНет» вышел Инженерный театр АХЕ. Видеозаписи фрагментов постановок, которые игрались в полуразрушенном доме, реквизита, режиссерских записей составили основу выставки «БоПо». Понизовсий считал смерть человека такой же естественной, как и его рождение. Поэтому ушел легко, во время очередной репетиции.

Выставку сопровождают встречи с соратниками Понизовского по «ДаНет» Еленой Вензель, Галиной Вакулиной, Яной Туминой, Максимом Исаевым, Павлом Семченко.

#выставка #Уровень Боря #AXE

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...