Время между «да» и «нет»

Перформансом «Уровень Боря», исполненным Инженерным театром АХЕ, об искусстве, которое спускается с балкона особняка и уходит в вечное плавание по Фонтанке — реке вечности, в Шереметевском дворце открылась выставка «БоПо. Неперелистанный театр».

Время между «да» и «нет» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Она посвящена Борису Понизовскому (1930 — 1995) — режиссеру, теоретику театра, художнику, литератору. Название выставки пояснила для «СПб ведомостей» театровед, куратор проекта Вера Сенькина. По ее словам, творчество Понизовского — одна из ключевых глав альтернативной и до сих пор не изученной истории российского театра. Большая часть замыслов режиссера осталась нереализованной.

Выставка, созданная по инициативе Музея театрального и музыкального искусства, является первой попыткой показать лабораторию Понизовского. Его архив, афиши, декорации, маски, куклы бережно сохраняют Елена Вензель и Галина Викулина, ученицы режиссера, которые в 1981 году, бросив все, приехали вслед за своим мастером из Кургана в Ленинград.

Коренной ленинградец Понизовский оказался на Урале в 1976-м по приглашению друзей, чтобы стать одновременно завлитом, музыкальным руководителем и очередным режиссером в театре «Гулливер» при местном ТЮЗе.

В ранней биографии Понизовского существуют красивая легенда и печальный факт. Первая говорит о том, что в 1947 году юноша, бросивший школу и бравший частные уроки у художников, в случайном разговоре настолько понравился Дмитрию Шостаковичу, что тот разрешал Понизовскому присутствовать в Филармонии на всех репетициях его сочинений.

Печальное же событие произошло в 1949-м, когда юноша неудачно спрыгнул с трамвайной «колбасы» и лишился обеих ног. Но Понизовский принял вызов судьбы и начал поиск своего места под солнцем как теоретик авангардного театра.

До практики еще далеко. С этого момента и начинается выставка, насыщенная текстами Понизовского: «Я рос материалистическим пантеистом, верил в исключительность всех», «Нужно столкнуть точечный театр актера с предлагаемым архитекторами и инженерами пространством», «Я использую все, что попадается мне под руку, фактически, это образ театра, который я делаю».

В 1958 году Понизовский познакомился с пенопластом и стал делать «бижу» — украшения, много позже они послужили основой масок для спектаклей. В начале 1960-х он встретился с Львом Нусбергом и Вячеславом Колейчуком, московскими художниками-кинетистами, вместе они мечтали создать театральную сцену-трансформер, где одновременно могло бы происходить несколько действий. В те же годы Понизовский снимает фильм «Кладовая». Пленка не сохранилась, осталось лишь несколько фотографий.

После возвращения из Кургана в Ленинград Понизовский создал детский театр «ДаДаДа». Созвучие с дадаистами не случайно, дети играют спектакли по текстам поэта-обэриута Александра Веденского, поэтов Олега Григорьева и Генриха Сапгира, друзей режиссера. В 1987 году Понизовский основал театр «ДаНет», который вскоре переезжает в сквот на Пушкинскую, 10, и становится одним из символов неофициального искусства Ленинграда. Из актеров «ДаНет» вышел Инженерный театр АХЕ. Видеозаписи фрагментов постановок, которые игрались в полуразрушенном доме, реквизита, режиссерских записей составили основу выставки «БоПо». Понизовсий считал смерть человека такой же естественной, как и его рождение. Поэтому ушел легко, во время очередной репетиции.

Выставку сопровождают встречи с соратниками Понизовского по «ДаНет» Еленой Вензель, Галиной Вакулиной, Яной Туминой, Максимом Исаевым, Павлом Семченко.

#выставка #Уровень Боря #AXE

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.