Время красить камни

Завершился очередной, третий, этап реставрации фасадов Казанского собора. Его северный, обращенный к Невскому проспекту фасад со знаменитой колоннадой стал заметно светлее, обрел охристый оттенок. Реставрация идет пятый год. Тем неожиданнее протесты тех, кому нынешний облик собора не нравится. Они требуют остановить работы, пишут письма в Министерство культуры, в ЮНЕСКО, собирают подписи в Интернете.

Время красить камни | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Оппоненты утверждают, что мы уничтожили структуру и фактуру камня, – говорит главный архитектор проектов реставрации Казанского собора, архитектор-реставратор высшей категории, член Федерального научно-методического совета по охране и использованию объектов культурного наследия России Марк Коляда. – Но при строительстве собора пудостский туф использовался не для выставки его слоев и фактуры, а для изготовления изящной резьбы архитектурных и художественных деталей фасадов».

Как можно остановить работы?.. Коляда предлагает обойти собор вокруг и взглянуть на его южный фасад, к которому еще не прикасались руки реставраторов. Там выветрившийся, разрушающийся камень цвета копоти и грязи. Черные пятна – цементные вставки – след реставрации 1950 – 1980-х годов. Аттик (декоративная стенка над карнизом) почти разрушился. Значительную часть цоколя придется перекладывать.

Критики выступают с обличениями, но ничего, кроме прекращения работ, не предлагают взамен. Марк Иванович уверен: другой технологии спасения памятника нет, и она прошла проверку временем.

Первый ряд колонн северного фасада отреставрирован в 2011 году. Тогда это стало поводом для совещания, в котором приняли участие представители ВООПИиК и института «Спецпроектреставрация». Почти два часа под сводами воронихинской колоннады специалисты обсуждали методику реставрации памятника и его новую цветовую гамму. Члены совета ее одобрили.

Почему грандиозная колоннада собора сложена Воронихиным из местного, добывавшегося неподалеку от Петербурга пудостского туфа? Он красив, податлив в обработке – легко пилится и колется, на воздухе твердеет, становится прочным. Но в наши дни кто-то из специалистов справедливо назвал пудостский туф камнем нашей беды. Он пористый, быстро впитывает влагу, грязь и как следствие – разрушается. Во время постройки собора была другая экология...

Тем не менее уже в середине XIX века на фасадах собора появились трещины, сколы, раковины. Для сохранности туф покрыли тонированным под цвет собора известковым раствором. Материал обратимый – легко удаляется, сквозь него камень дышит.

Сегодня реставраторам приходится бороться со следами реставрации недавно ушедшего века – многочисленными вставками цемента на фасадах и в теле колонн, под которыми туф «потеет», крошится, разрушается. Реставраторы убирают вставки «хирургическим» путем. Для восполнения утрат потребовались большие объемы туфа. Местный пудостский карьер давно выбран. Похожий материал нашли в Псковской области, собор получил его в подарок.

Для очистки фасадов и колонн в наши дни применяется щадящий струйно-вихревой метод. Говорят, его можно сравнить с очисткой ладони от мела. Расчищенная поверхность нуждается в защите от агрессивной среды и вредного климата. Сегодня лучший консервант для таких пород, как туф, диспергированная (измельченная) известь. Она быстро застывает, защищает камень и позволяет ему дышать.

Что касается цвета, реставраторы ориентировались на верхнюю более светлую часть колоннады, расчищенную в начале 1990-х годов. Из семидесяти с лишним образцов выбрали шестьдесят четвертый – наиболее близкий к природному цвету камня. Кстати, на изображениях Казанского собора XIX столетия он выглядит светлым, в охристых тонах.

– Технология реставрации не меняется с 2011 года, с тех пор как была утверждена КГИОП и технадзором Минкульта, – рассказывает Марк Коляда. – Готовится проект четвертой очереди работ. Если деньги поступят в полном объеме, за следующий год удастся завершить реставрацию южного и восточного фасадов и перейти к восстановлению надписей. Реставрация купола останется на 2017 год. Потом придет очередь интерьеров. В восстановлении прежде всего нуждаются каменные плиты пола собора, они в ужасающем состоянии. Цель – максимально сохранить то, что есть. Предстоит переборка, укрепление плит и восполнение утрат в том же материале – карельском камне – шунгит, мрамор, гранит.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5602) от 09.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?