Время Анны Ковальчук

Актриса Анна Ковальчук известна широкому зрителю благодаря своим киноролям: многие смотрели фильмы «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко, «Адмирал» Андрея Кравчука и сериал «Тайны следствия», в создании которого принимали участие разные режиссеры. Именно «Тайны следствия», которые недавно отметили свое 15-летие, принесли Ковальчук популярность. Но главным в жизни актрисы остается Театр им. Ленсовета, в котором она служит почти 20 лет. О кино, театре, наградах, детях, коллегах и жизни с Анной КОВАЛЬЧУК беседовала Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ.

Время Анны Ковальчук | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

– Анна, вам за полтора десятка лет не надоел сериал «Тайны следствия»?

– Нет, не надоел, как не может надоесть мне и театр. В «Тайнах следствия» работают люди, которых я люблю, – любимые люди, как и здесь, в театре. Работа должна приносить удовольствие, а «Тайны следствия» его приносят. Пусть не всегда в плане творчества, но точно – в плане общения, удобства, уверенности в завтрашнем дне, в материальном плане... Я очень ценю стабильность, а это стабильный проект, и когда заключаешь контракт на два года, чувствуешь себя более-менее спокойно.


– Команда в сериале наверняка менялась на протяжении стольких лет...

– За эти годы почти никто не сменился, актерский костяк остался – герои Курочкин, Ковин, Филонов, Луганский все те же... Легко схожусь с людьми: по гороскопу я – Близнец, и у меня со всеми складываются отношения. Но всегда отслеживала, снимается ли со мной Саша Новиков: если снимается, день пройдет «на ура» (когда зовут на съемочную площадку, это трагедия – мы с ним не успеваем наобщаться!). Хотя команда вся чудесная: удивительный Игорь Николаев, моя «отдушина» – Оля Павловец, дивный Саша Шпилько...


– С Новиковым вы, кажется, дружны и по театру: даже на премьеры приходите одновременно, да и партнерствуете в спектаклях Театра им. Ленсовета частенько...

– О, это случайно получается: иногда на премьеры ходит или работает только Саша, а я периодически пребываю в декретном отпуске (улыбается)...


– Но ваши дуэты обычно запоминаются. Вот был такой спектакль по Милораду Павичу «Кровать для троих»...

– Да, это была первая моя настоящая, значительная роль в театре – Лилит. Хотя, как партнеры, мы начинали с «Мнимого больного»: Саша тогда уже был очень загружен – у него бывало по 35 спектаклей в месяц. Но он стал моим «крестным отцом» в театре – помогал, показывал, вел меня в спектакле как партнер... Недавно мы с ним обсуждали, как изменились наши профессиональные отношения: я считаю, что мы очень близкие с Сашей люди и мы не огрубели с возрастом, а сохранили светлую ауру первого партнерства на сцене.


– «Кровать для троих» уже исчезла из репертуара. А что чувствуете вы, когда «уходят» значимые для вас спектакли?

– Наверное, неожиданно будет услышать, что я сама просила снять этот спектакль. Просто я выросла из этой сложной, печальной темы – черная коляска с нерожденными детьми...


– А на вашу профессиональную жизнь повлияло то, что вы состоялись как мама?

– Трудно отделить профессиональную жизнь от всей жизни, почти невозможно. Я рада, что стала мамой довольно рано: многие наши актрисы откладывают материнство на потом, а оно может и вовсе не наступить. Молодой организм и много сил – это важно. Вот Добрыня ко мне «пришел» через 10 лет после Златы, и мне физически было труднее: я уже знала, что такое бессонные ночи с грудным ребенком, и понимала, какой труд, какая ответственность впереди. Когда про детей говорят «где двое, там и трое», это неправда, что легче их растить «в компании». По крайней мере для меня: с появлением второго ребенка забот стало в два раза больше, потребовалось в два раза больше сил. Быть может, легче с погодками, но если бы появился третий ребенок, ни о какой работе уже не могло быть и речи. Хорошо, если у кого-то получается, чтобы дети растили друг друга, но не у меня: я постоянно подстраиваю свою жизнь под детей, думаю о них даже на работе, и сердце разрывается...


– Своим детям вы желаете театра как профессии?

– Я желаю им счастья, и если они найдут его в театре, то ради бога. Я же люблю театр, мне здесь очень комфортно: как же я могу говорить детям «Ах, только не театр»?..


– Вы никогда не жалели, что пришли в эту профессию?

– Судьба меня сюда привела: когда закончится мое время, я уйду. А если жалеешь, уходить надо сразу.


– Насколько значимы для вас профессиональные награды, например премия «Золотой софит», которую вы недавно получили за роль Агафьи Тихоновны в спектакле Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь»?

– На самом деле у меня очень мало наград: на одной руке пальцев хватит. «Золотой софит» – это безумно приятно и почетно, ведь наш спектакль высоко оценили профессионалы. Пожалуй, с получением этой профессиональной награды я получила право не реагировать на зрителя, в смысле «не идти у него на поводу». Наш спектакль непростой: порой на сцене берут сомнения – не скучает ли зритель, нравится ли ему наша «Женитьба»... Эта награда позволяет мне, не угождая зрителю, сколько угодно держать паузу, заданную режиссером: она оправдана идеей, она одобрена профессионалами... Конечно же, мне очень приятно, что у этого спектакля и у меня есть «Золотой софит». В конечном счете все мы работаем в театре не за деньги, а за что-то большее.


– Уже в первом для вас спектакле Бутусова «Все мы прекрасные люди» по Тургеневу перед зрителем предстала совсем иная Ковальчук – не такая, к какой публика привыкла. Можете ли вы сказать, что Бутусов как режиссер что-то открыл в вас, что-то изменил?

– Открыл? Не знаю... В каждом человеке есть то, что есть. Пожалуй, он подарил свободу, которая открыла все «двери» внутри меня, и я смогла «вынуть» из себя все, что копилось с детства. Ведь ребенку мечтается побыть таким, сяким, созорничать что-то...


– Насколько вы остаетесь до сих пор ребенком?

– Когда я общаюсь со Златой, то понимаю, что я что-то «перебираю»: мне кажется, мама должна больше дистанцироваться от детей. Но вот недавно я была у Златы на «елке» в школе, на спектакле – мы все время подмигивали друг другу, строили рожицы. Со стороны дети, наверное, смотрели и думали: «У нее сумасшедшая мама!»... Мои дети постоянно вытаскивают ребенка из меня, и это хорошо: в нашей профессии нельзя костенеть. В детстве мы чисты, мы открыты миру, а взрослые все – какие-то равнодушные роботы. И только театр позволяет оставаться детьми.


– «Роботы» – это, скорее, защита от жестокого мира, который нас окружает, разве не так? Трудно быть открытым, когда тебя бьют.

– Роботами люди становятся, уходя от своей природы – они делают выбор согласно обстоятельствам. Я считаю, что все, что дается нам в жизни, все – по заслугам. Если человек открыт, если он улыбается миру, дарит счастье, если существует он по законам добра, ударов быть не должно. Бьют, когда человек должен получить урок. И это не высокие слова. Я постоянно учусь у своих детей – учусь открытости, учусь распахнутым на мир, на людей глазам, учусь любви к этому миру.


– Не кажется ли вам, что «небитые» люди меньше вникают в проблемы других людей?

– А вы думаете, они счастливы? Думаю, они чувствуют себя глубоко несчастными людьми, и их ничто не радует – ни деньги, ни благополучие покоя. Наш с вами разговор может оказаться для них непонятным: жить надо и головой, и сердцем.


– А вы счастливый человек?

– Я? Конечно, счастливый. Но жизнь – постоянная борьба. Жизнь постоянно преподносит нам уроки, провоцирует, словно желая, чтобы мы сохраняли в себе лучшее, чтобы не останавливались в успокоении. Сегодня я глубоко счастлива, а завтра мне покажется, что все, что я делаю, – зря, и я почувствую себя несчастной... Счастье, когда в твоей жизни сочетаются радость и печаль.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5638) от 08.02.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.