Время граффити. Как правильно существовать уличному искусству

Институт исследования стрит-арта и проектная группа Спотподмостом провели встречу-дискуссию с уличными художниками, названную организаторами «Правила жизни уличного искусства». Выяснилось, что стрит-арту нужна самоорганизация.

Время граффити. Как правильно существовать уличному искусству | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А они скоро появятся. Перед новогодними праздниками КГА сообщил, что готовит перечень адресов, где художники получат возможность творить без согласований. Кроме того, разработаны эскизы конструкций для стрит-арта, которые обсуждались с граффитистами.

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Дмитрий Пиликин, научный сотрудник Института исследования стрит-арта, цель встречи с художниками состояла в том, чтобы на примере Коломяжского путепровода определить круг вопросов для обсуждения с чиновниками. Этот разговор намечен на март.

Все сюжеты можно разделить на три корзины – условно, технологические, идеологические и творческие. Первая – кто будет отвечать за поддержание чистоты и порядка на выделенной художникам территории, обеспечивать комфортные условия для творчества, проводить оперативный ремонт и т. д. Особенно если у скейт-парка один владелец, у подпорной стенки – другой, а у дорожки, ведущей к ним, – третий.

При обсуждении этого сюжета художники заметили, что в случае путепровода они найдут общий язык со скейтбордистами. Важно, что скейт-парк расположен далеко от жилых домов. Но если другие площадки разместить ближе к жилью, то могут возникнуть конфликты с местными жителями. Практика показывает, что граффити выходит за пределы разрешенных мест, завоевывая плоскости на соседних территориях. В том числе уже занятые росписями, которые являются частью благоустройства.

Вторая корзина – надо ли согласовывать эскизы? По мнению участников дискуссии, вполне достаточно чтить УК РФ с его многочисленными статьями. Иное дело, если какая-то фирма предоставит баллончики с краской (они нынче недешевы) в обмен на изображение своего логотипа и т. п., то необходимо договариваться с такими спонсорами, чтобы граффити не превращалось в подобие рекламных билбордов, растущих на оживленных городских магистралях.

Наконец, третья корзина, которую Пиликин обозначил вопросом, возможен ли у граффитистов свой «зал славы»? Представим, что чистая стена существует. У кого будет «право первой росписи»? Мнения участников разговора разделились. Одни художники высказались за предоставление этого права тому, кто доказал свое мастерство оригинальностью сюжета и качеством исполнения предыдущих работ. Тогда будет задана высокая планка. Другие говорили о том, что должна быть стена для начинающих. Иначе им «зал славы» не грозит. Понятно, что требуется администрирование и кто-то этим должен заниматься.

Не проще вопрос – каково время жизни граффити? Художники пояснили, что, по негласным правилам, если роспись осыпается или она испорчена, а автор ее не восстанавливает, можно наносить новый «культурный слой». В некоторых странах, особенно где разрешенных место мало, а наказание за использование запрещенных строгое, принято делать так. Нанес на стену рисунок, сделал фото, будь добр, освободи место другим.

Подводя итоги обсуждения, Пиликин высказался за создание саморегулируемой организации уличных художников. Посмотрим, как эту идею воспримут чиновники.

#граффити #искусство #стрит-арт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (6869) от 24.02.2021 под заголовком «Время граффити».


Комментарии