Времена рога

В Малом зале Филармонии состоялся концерт Российского рогового оркестра под управлением Сергея Поляничко. Для того чтобы исполнить полный цикл Вивальди «Времена года», музыкантам пришлось изготовить дополнительный набор инструментов. Впервые в мировой практике сложнейший концерт для струнных был сыгран на деревянных духовых и рогах.

Времена рога | ФОТО vorontsovpalace.org

ФОТО vorontsovpalace.org

Аранжировки музыкального шедевра делали два года. Процесс переложения произведений на специфическое звучание рогов очень трудоемкий: каждый инструмент издает только одну ноту, иногда нота длится сотую долю секунды. Зритель слышит мелодию в целом, во всем полнозвучии. А руководитель оркестра различает каждый голос в этом мощном роговом многоголосье.

Замысел исполнить музыку Вивальди возник еще в 2006 году, через год фрагмент «Зима» прозвучал в Мариинском театре, но потом несколько лет музыканты к этой теме не возвращались. Можно сказать, в тот рождественский вечер сбылась давняя мечта – наконец-то были сыграны все «Времена года».

Я пришла в Филармонию за два часа до концерта, чтобы расспросить Сергея Поляничко о том, как его оркестр провел этот год. Шутка ли: в 2014 году Российский роговой оркестр объехал всю планету – от Америки до Непала, посетил практически все европейские страны.

Пока музыканты репетировали, я ждала в Красной гостиной, где в этот день открылась выставка работ рукодельницы Лины Смирновой. В маленькой уютной комнате были расставлены вышитые иконы. Смотришь издалека – дух захватывает, подойдешь ближе – еще больше диву даешься. Это какие же надо иметь золотые руки, чтобы так все сделать...

«Нам хотелось объединить музыку и прикладное искусство, – сказала Лина Смирнова. – Чтобы выставка настраивала на восприятие концерта. Идея принадлежала Сергею Поляничко. Он хотел, чтобы совместная история получилась».

Лина не художница. Она закончила Санкт-Петербургскую театральную академию как актриса, сейчас преподает актерское мастерство. Но с детства чувствовала потребность что-то делать руками. На предыдущей ее выставке в арт-подвале «Нашего театра» помимо вышивки были показаны полотна из соломки, сделанные в 11 – 15 лет. «А шесть лет назад мне страстно захотелось вышивать. Этому меня никто не учил, но, поскольку я всегда что-то делала руками, у меня как-то сразу стало получаться. Но я хотела делать что-то серьезное, я православный человек и для меня нет ничего серьезнее, чем эта тема», – призналась Лина.

После сентябрьской выставки в арт-подвале были созданы четыре новые работы.

Я спросила у Лины, знает ли она еще кого-нибудь, кто вышивает иконописные лики. Она рассказала, что к ней уже подошел работник Филармонии, дал свою визитку и сказал, что сам расписывает лики, а его знакомая вышивает, но по-другому. Конечно, говорит Лина, вышивают иконы и другие российские рукодельницы...

И вдруг все это показалось мне невероятно важным. Когда за окном, можно сказать, буря, молодая женщина сидит и вышивает иконы, вкладывает в свой кропотливый труд много тепла и любви.

«Мы с Линой оба постоянно находимся в поисках красоты и глубины. Поэтому мы хорошо друг друга понимаем и наше искусство имеет схожий посыл», – сказал Сергей Поляничко. В тот вечер помимо «Времен года» коллектив исполнил еще две премьеры – «Лунную сонату» Бетховена и «Мальчики и море» Микаэла Таривердиева.

«У нашего оркестра существует традиция – все свои премьеры играть именно в Малом зале Филармонии. Нигде такой акустики нет. Мы выступали во всех лучших залах мира, мне есть с чем сравнивать – только в этом году совершили 37 выездов, в общем, весь мир объехали. Выступали в великолепных соборах – в Вильнюсе в соборе Св. Анны, в Кельнском соборе... Конечно, там особенная атмосфера и духовный подъем. Но для меня исторические связи делают Малый зал петербургской Филармонии особенным. Этот дом принадлежал барону К. К. Штакельбергу. Именно он изготовил последний комплект роговых инструментов для коронации Александра III. Сейчас они хранятся в Музее музыки и стали прототипами наших инструментов», – рассказал Сергей Поляничко.

В следующем году его оркестру снова предстоит много гастролировать, но главная мечта связана с предстоящим юбилеем Победы в Великой Отечественной войне. В планах – исполнение новой программы «Трубы Победы» с военной музыкой и мелодиями тех лет во всех городах-героях. Куда бы ни приехали петербургские музыканты, зрители удивляются: во многих культурах есть такие музыкальные инструменты, как рога, но только в русской культуре догадались сделать из рогов своеобразный орган. Звуки этого органа ни на что не похожи, и забыть эту музыку невозможно.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (5371) от 29.12.2014.


Комментарии