Времён связующая шёлковая нить. Как работают специалисты отдела реставрации тканей Русского музея?
«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают серию публикаций о реставрационных мастерских Русского музея, приуроченных к созданию в музее Национального центра реставрации. Первая была посвящена возвращению авторского облика древнерусским иконам (см. номер от 4 марта). Сегодня рассказ о том, как специалисты отдела реставрации тканей возрождают предметы из самых нежных материалов.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Шпалеры вокруг императрицы
Зинаида Михайловна Сильнова, заведующая отделом, работает в Русском музее более тридцати лет, начинала лаборантом-исследователем. Теперь знает о тканях прошлого и настоящего если не все, то почти все.
Но прежде, чем показать свои владения, Зинаида Сильнова рассказывает о богатой истории своего отдела. В начале 1920‑х годов, после волны национализаций, Русский музей пополнился множеством произведений искусства, в том числе из тканей. Большинство хрупких предметов из шелка, льна и хлопка требовали неотложной реставрации. Четыре высококвалифицированных специалиста, работавших в тот момент в музее, имевшие художественное образование, не только спасли сотни предметов, но и составили на них реставрационные паспорта, которые хранятся в архиве отдела и помогают в современной работе.
В начале Великой Отечественной войны реставрационные работы продолжались. Их вела Александра Николаевна Суворова, ей принадлежит последний отчет от декабря 1941 года. Суворова скончалась в блокадном Ленинграде в феврале 1942‑го. Тогда мастерская реставрации тканей закрылась.

Она возобновила работу только в 1961 году. В тот момент отдел декоративно-прикладного искусства Русского музея готовил постоянную экспозицию, где планировал показать предметы из тканей. Благодаря опытным реставраторам Тамаре Михайловне Бургазлиевой и Марии Максимовне Чутниковой начались разработка и освоение новых методик реставрации тканей. За двадцать лет они привели в порядок значительную часть уникальных коллекций древнерусского лицевого и золотного шитья, церковных облачений, гобеленов, ковров.
К 1974 году мастера полностью отреставрировали и продублировали на специальный тюль крупноформатные шпалеры «Полтавская баталия», «Африка», «Звери на водопое», «Радуга» и другие. Сейчас эти шедевры русского прикладного искусства XVIII века украшают зал № 7 основной экспозиции музея в Михайловском дворце. Шпалеры обрамляют знаменитую бронзовую скульптуру Бартоломео Карло Растрелли «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком». Зинаида Сильнова поясняет, что качество работы реставраторов было таким высоким, что теперь проверка состояния сохранности шпалер требуется не чаще двух раз в год.
Кстати, недавно на выставке «Русское Рождество» экспонировалась шпалера «Рождество Христово». Ее реставрация была проведена ровно 50 лет назад. С помощью мучного клейстера шпалера была сдублирована на тонированный тюль. Сейчас шпалера «отдыхает» после выставки в горизонтальном положении. Потребуются минимальные укрепления кромок, после чего шпалера будет снова смонтирована на обтянутый холстом подрамник и вернется в фондохранилище.
Во всей кружевной красе
Эстафету поколений уверенно приняли молодые реставраторы Наталия Абжанова и Елизавета Хатунцева, они сохраняют богатый опыт предшественников, пополняя его работой с редкими необычными предметами.
Абжанова показывает нам «Девичий свадебный головной убор», или венец «городчатый», с которым недавно закончила работать. Венец поступил в отдел народного искусства в 1938 году. Название получил из‑за необычной формы «зубцов», которые напоминают кристаллы или огромные снежинки. Предмет богато декорирован шитьем золотной нитью, стеклярусом по льняному шнуру, так называемым сажением по бели, стеклами в металлических оправах, перламутром, блестками «битью» и т. д.
«Сначала были удалены сильные загрязнения, восполнены утраты бумажной основы венца, а затем — утраты стекляруса и золотного шитья. Необходимые материалы нашлись в наших «закромах», — поясняет Наталия.
Сильнова добавляет, что в послужном списке Абжановой позирование в отреставрированных украшениях для каталога выставки «Во всех ты, душечка, нарядах хороша». Выставка с большим успехом прошла в 2014 году. Кроме красивой книги, выдержавшей два издания, Русский музей разместил на своих интернет-ресурсах виртуальный тур по выставке.
Реставратор Елизавета Хатунцева «колдует» над альбомом начала ХХ века «Школа кружевниц слободы Кукарка». Он поступил в Русский музей из собрания Ленинградского кустарного музея, закрытого в 1937 году.
В альбоме находится 85 образцов знаменитого вятского кружева. К каждому прикреплен ценник: за один квадратный аршин (в современных мерах — около 0,5 кв. метра) в зависимости от сложности рисунка просили от одного до пяти рублей. «Моя задача — отреставрировать те образцы кружев, которые имеют сильную деформацию, придумать, как восполнить утраты ленты, которая держит кружева на картонных страницах альбома, а также его бархатную обложку», — рассказывает Елизавета.
В 2025 году в Русском музее состоится выставка «Русская традиция», одной из составных частей которой станет показ предметов народного искусства. И там кукарский альбом во всей кружевной красоте займет достойное место.
Зинаида Сильнова добавляет, что к другой большой выставке — «Искусство Русского Севера» реставраторы готовят семь льняных скатертей, которые выполнены в технике набойки. Они изготовлены в начале ХХ века и привезены сотрудниками Русского музея из экспедиций по Псковской области. Тканям требуется минимальное вмешательство, чтобы привести их в экспозиционный вид. Речь идет о восполнении мелких утрат и устранении деформаций. «Затем проложим предметы прочной микалентной бумагой, производимой из длинноволокнистого хлопка, и оставим скатерти ждать своего показа», — говорит заведующая отделом реставрации тканей.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Как хороши, как свежи будут розы
После набоек Зинаида Михайловна достает «козырного туза». Она снимает с главного рабочего стола реставраторов лист плотной бумаги. Нам открывается композиция из цветов, изготовленных из тонированного газа — тончайшей прозрачной шелковой ткани. Каждый элемент букета пришит еле заметной нитью на светлую шелковую подложку. Сильнова поясняет, что это украшение восьмигранной столешницы резного столика с фанеровкой из красного дерева середины XIX века. Букет на подложке крепился на дно объемной столешницы, которая сверху прикрывалась стеклом. В 1969 году стол поступил в Русский музей из Дзержинского райфо, то есть районного финансового отдела. Уж не конфискат ли это за неуплаченный вовремя налог? А может, столик просто украшал суровый быт казенного учреждения, которое в давние времена заселилось в покинутый барский дом?
Если судить по желтым и синим разводам на подложке и на шитом орнаментальном украшении вокруг букета, столик, вероятно, пострадал от воды, которая затекла внутрь столешницы.
Сильнова рассказывает, что реставрация началась с поисков светлого натурального шелка, в том числе в магазинах тканей, близкого по фактуре к оригинальному фону. Нашли нужное, покрасили в необходимый тон и подготовились менять фон-подложку. Но на Реставрационном совете Русского музея было принято решение не переносить композицию с оригинальной подложки, а только перекрыть пострадавшие фрагменты вставками из подготовленного дублировочного материала, а сверху перекрыть подложку тонированным шелковым газом. Пострадавшая часть орнамента будет восполнена небольшими фрагментами «синельки» — разноцветного шнурка с бархатистым ворсом.

ФОТО Марии ШЕРИХ
После реставрации столик украсит интерьер постоянной экспозиции Русского музея «Константин Романов — поэт Серебряного века», которая находится в Мраморном дворце.
Дар Елизаветы Петровны
Увидев в мастерской два наряда под чехлами, мы спросили про них. Сильнова пояснила, что там находятся стихарь и фелонь середины XVIII века. Они сшиты из глазета — парчи на шелковой основе, украшенной яркой вышивкой с изображением цветов и фруктов, что необычно для церковных облачений.
Все разъясняет надпись на внутренней стороне стихаря: «Дар Императрицы Елизаветы Петровны 1741 года». Вероятно, из этой ткани, судя по виду, французской, было сшито парадное бальное платье императрицы. Елизавета Петровна никогда не надевала один наряд больше одного раза, поэтому платье было подарено в храм и перешито в стихарь и фелонь. Судя по инвентарной этикетке, они попали в Русский музей не позднее 1936 года.
«Несколько лет назад мы реставрировали стихарь с дарственной императрицы Анны Иоанновны от 1735 года, и на ней увидели небольшую вставку аналогичного глазета. Теперь ясно, откуда он происходит», — поясняет Сильнова. Но подробные исследования «елизаветинских» предметов еще впереди. Так же, как и их кропотливая реставрация: облачения долгое время служили, во многих местах глазет утратил украшавшие его серебряные нити, требуют восполнения места утрат вышивки и кружев. Уже не говоря об очистке и укреплении сохранившейся ткани. На реставрацию потребуется не менее года работы. Но сначала специалисты доложат Реставрационному совету Русского музея о состоянии стихаря и фелони и подробно обсудят программу реставрации.
Кодекс чести реставратора
В финале небольшой экскурсии Зинаида Михайловна показывает нам совершенно неожиданный объект в своих владениях — миниатюрную химическую лабораторию, где реставраторы тканей подбирают реактивы для окраски тканей и красят их. Для чего?
Сильнова поясняет на примере. В отделе реставрации мебели находится в работе трельяж начала XX века. На задней стороне тумбы смонтирована рама, обтянутая голубым шелком, который совершенно обветшал и требует реставрации. Чтобы подобранный дублировочный материал затонировать в нужный цвет, были буквально сварены в водных растворах красителей десятки пробников из шелка, в результате чего реставраторы добились нужного оттенка, максимально приближенного к подлиннику. Когда трельяж будет показан в Мраморном дворце на экспозиции «Константин Романов — поэт Серебряного века», эту ткань посетители даже не увидят. «Кодекс чести реставратора требует от нас максимального приближения к подлиннику», — ответила на наш вопрос, для чего это делается, руководитель отдела реставрации тканей.
Читайте также:
В Михайловском замке состоялся показ фильма «Музей: кадр за кадром 7. История невероятная»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7874) от 25.03.2025 под заголовком «Времен связующая шелковая нить».
Комментарии