Вприпрыжку по эпохе. 50 лет назад вышла первая серия «Ну, погоди!»
50 лет назад советская детвора обрадовалась появлению мультика про Волка и Зайца. Никто тогда еще не догадывался, что героям десятиминутной веселой ленты суждена долгая жизнь. Так началась многосерийная рисованная эпопея советской мультипликации под названием «Ну, погоди!».
В 1969 году режиссер Геннадий Сокольский снял небольшой сюжет для мультальманаха «Веселая карусель». Именно в нем впервые нос к носу столкнулись два любимых представителя русской фауны. Автор сценария Александр Курляндский, как говорят практики, «сынтуитивил» по поводу увиденного и предложил двум коллегам – Феликсу Камову и Аркадию Хайту – развернуть эпизод в цикл. Сказано – сделано. Сценарий на три серии был сочинен в один присест. Оставалось найти того, кто бы взялся его оживить на экране.
Рискнуть решил Вячеслав Котеночкин, и так определилось его последующее творчество. 18 серий «Ну, погоди!», выходившие в прокат практически ежегодно, принесли режиссеру Государственную премию СССР за произведение для детей и юношества. Хотя мультик смотрели с огромным удовольствием и взрослые. Сейчас, в эпоху компьютерной анимации, популярность «Ну, погоди!» кажется парадоксальной для рисованного фильма. Но цикл был обречен на успех.
И дело не только в разбуженной вольной фантазии триумвирата сценаристов, но и в том, как Котеночкин сумел аранжировать сам формат мультсериала – от четкого оформления каждой серии до подбора сопровождающей музыки, включая хиты современной эстрады. Решающим же моментом стал выбор актеров на звуковые «роли» Волка и Зайца. Поначалу обаятельного хулигана, вышедшего из леса в советский мегаполис, должен был озвучивать... Владимир Высоцкий, но начальники киностудии «Союзмультфильм», где снимали сериал, испугались и отказали артисту и певцу. Хотя Владимир Семенович все же остался в первой серии – со своим художественным свистом, в котором зрители легко узнавали мелодию «Песни о друге». Впрочем, и в рисованном Волке угадывались некоторые знакомые черты популярного барда.
Волк навсегда оказался обязан своим голосом Анатолию Папанову, а Заяц заговорил (и даже запел) голосом Клары Румяновой. И если последней всего-то надо было разнообразить веселый говорок зайчишки, то народному артисту Советского Союза Анатолию Дмитриевичу Папанову по сценарию приходилось на все лады произносить на протяжении полутора десятилетий одну и ту же фразу.
Сериал любила вся страна вплоть до членов Политбюро ЦК КПСС. Рассказывают, что, когда Папанов получал из рук Подгорного грамоту о звании народного артиста, он пожаловался на то, что дела с сериалом обстоят очень плохо. Председатель Президиума Верховного Совета СССР поинтересовался о причинах. Папанов объяснил: один из сценаристов эмигрировал в Израиль (Камов), поэтому проект заморозили. Ради своих детей и внуков партийные боссы закрыли глаза на столь очевидный идеологический прокол. Съемки продолжились, но уже с именами только двух сценаристов в титрах.
Популярность сериала держалась и продолжает держаться среди зрителей уже не одного поколения. А были еще марки и монеты, выпущенные в честь мультфильма, памятник его героям, компьютерные игры и детские игрушки с изображением главной парочки нашего мульткино. Именно благодаря этому дуэту зрители могли побывать во многих местах, связанных с их культурным досугом и трудовой деятельностью: пляж сменялся стройкой, парк культуры и отдыха – колхозными пашнями, а еще были посещение музея и цирка, поездка на круизном лайнере и даже визит на стадион. По сути дела, перед нами была настоящая энциклопедия «частной жизни» мультгероев.
Их отношения тоже были предметом обсуждения настолько, что однажды Вячеслав Котеночкин не выдержал и решил их помирить (в 7-й серии), но ничего путного из этого не вышло. За годы совместной экранной жизни Волк и Заяц проходили разные стадии отношений, но неизменной оставалась развязка. Первый никак не мог сцапать другого.
Уже после того, как ушел из жизни Папанов и была попытка реанимировать сериал, многие заговорили о неоригинальности нашего «Ну, погоди!», указывая на пример американского сериала «Том и Джерри». Нам неизвестно, видел ли Котеночкин хотя бы одну серию многолетней заокеанской битвы кота и мыша. Однако, сравнивая их, все же заметим, что наши герои были в своих драматических отношениях более гуманными. Перефразируя цитату из одного советского фильма, просто скажем: «Один убегает, другой догоняет. А вместе они делают общее дело». Дело это называется «развлечением». Таковым и останется в нашей благодарной памяти сериал-легенда – как яркий и радостный знак той эпохи, когда Волк вприпрыжку гонялся за Зайцем, но так и не смог его поймать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2020 под заголовком «Вприпрыжку по эпохе».
Комментарии