Возвращение Роберто Матты: четвертое измерение Эрмитажа

В Главном штабе Эрмитаж открыл выставку «Роберто Матта и четвертое измерение», посвященную художнику, жившему совсем недавно и не входившему ни в одно течение в искусстве. Наш музей заново открывает его миру и рассказывает о связях с Петербургом.

Возвращение Роберто Матты: четвертое измерение Эрмитажа | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Матта родился в Чили в семье с испанскими и французскими корнями. Позже настаивал, что это произошло точно 11.11.11 - 11 ноября 1911 года. По настоянию родителей получил в Сантьяго профессию архитектора и уехал в Париж, где устроился в мастерскую знаменитого Ле Корбюзье. Она работала в разных странах, в том числе в СССР. В ходе подготовки выставки ее кураторы - Оксана Саламатина из Нью-Йорка и Дмитрий Озерков из Эрмитажа - нашли в семейном архиве художника открытку с видом «Медного всадника». Она была послана из Ленинграда в 1936 году.

Но карьера архитектора Матту не увлекла, он сближается с сюрреалистами, знакомится с Сальвадором Дали, который позже назовет чилийца важнейшим художником ХХ века. В 1938 году по рекомендации Дали лидер сюрреалистов Андре Бретон выставляет работы Матты на выставке этого движения.

Но и роман художника с сюрреализмом быстро закончился. Возникла еще одна перекличка с Петербургом. Будучи в Лондоне, он знакомится с идеями русского философа-мистика Петра Успенского, уехавшего из Петербурга после революции. В книге «Четвертое измерение» тот пишет о соприкосновении отдаленных точек пространства и времени. Отдельную главу Успенский посвятил искусству, которое сближает человека с миром четырех измерений.

Во время Второй мировой войны Матта эмигрирует в США, там пишет картины, изображая «невидимые сущности», и создает первые пятиметровые полотна - «ландшафты сознания». Уже через несколько лет они повлияли на Джексона Поллока и других абстрактных экспрессионистов, а сейчас вызывают интерес у уличных художников.

После войны Матта вернулся в Европу, но в отличие от многих коллег его не интересовали слава и коммерческий успех. Он не давал картинам простых названий и не объяснял их содержание. В недавно вышедшей на русском языке книге «Сюрреалисты в жизни» ее автор Десмонд Моррис приводит слова Матты: «Я интересуюсь только неизвестным и работаю только для того, чтобы удивить самого себя». Матта умер в Италии в 2002 году, не то чтобы забытым, но не востребованным.

Эрмитаж предлагает заново взглянуть на творчество этого художника, полагая, что настало время обратить внимание на работавших в ХХ веке вне мейнстрима и моды. Как Матта сказал про себя: «Я кто-то, кто пытается сконструировать изображения, которые однажды помогут нам осознать суть глагола «видеть». На выставке показаны почти сто произведений из 23 частных собраний разных стран.

Центром стали два больших «ландшафта» - «Внутренняя Герилья» и «Либерос». В картине о войне читаются следы танковых гусениц, в произведении о свободе - преобладают оптимистичные зеленые тона. Вокруг ландшафтов размещены картины «Тип мышления» с изысканным сочетанием розового и синего, а также «Немыслимое», которое отсылает к «четвертому измерению» Успенского.

В других залах подробно показана графика Матты разных лет, в частности, ранние сюрреалистические «Маска» и «Органические формы», а также композиция «Против коронованного террора», где огромные собаки играют в шахматы фигурами людей. Матта был известен своими левыми взглядами.

Выставка продлится по 30 июня, ее будет сопровождать образовательная программа, встречи с кураторами и интеллектуальный марафон.

Читайте также о том, что на жизнь после смерти теперь можно взглянуть в «Манеже».

#Эрмитаж #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 068 (6421) от 15.04.2019 под заголовком «Возвращение Роберто Матты».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...