Возвращение Роберто Матты: четвертое измерение Эрмитажа

В Главном штабе Эрмитаж открыл выставку «Роберто Матта и четвертое измерение», посвященную художнику, жившему совсем недавно и не входившему ни в одно течение в искусстве. Наш музей заново открывает его миру и рассказывает о связях с Петербургом.

Возвращение Роберто Матты: четвертое измерение Эрмитажа | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Матта родился в Чили в семье с испанскими и французскими корнями. Позже настаивал, что это произошло точно 11.11.11 - 11 ноября 1911 года. По настоянию родителей получил в Сантьяго профессию архитектора и уехал в Париж, где устроился в мастерскую знаменитого Ле Корбюзье. Она работала в разных странах, в том числе в СССР. В ходе подготовки выставки ее кураторы - Оксана Саламатина из Нью-Йорка и Дмитрий Озерков из Эрмитажа - нашли в семейном архиве художника открытку с видом «Медного всадника». Она была послана из Ленинграда в 1936 году.

Но карьера архитектора Матту не увлекла, он сближается с сюрреалистами, знакомится с Сальвадором Дали, который позже назовет чилийца важнейшим художником ХХ века. В 1938 году по рекомендации Дали лидер сюрреалистов Андре Бретон выставляет работы Матты на выставке этого движения.

Но и роман художника с сюрреализмом быстро закончился. Возникла еще одна перекличка с Петербургом. Будучи в Лондоне, он знакомится с идеями русского философа-мистика Петра Успенского, уехавшего из Петербурга после революции. В книге «Четвертое измерение» тот пишет о соприкосновении отдаленных точек пространства и времени. Отдельную главу Успенский посвятил искусству, которое сближает человека с миром четырех измерений.

Во время Второй мировой войны Матта эмигрирует в США, там пишет картины, изображая «невидимые сущности», и создает первые пятиметровые полотна - «ландшафты сознания». Уже через несколько лет они повлияли на Джексона Поллока и других абстрактных экспрессионистов, а сейчас вызывают интерес у уличных художников.

После войны Матта вернулся в Европу, но в отличие от многих коллег его не интересовали слава и коммерческий успех. Он не давал картинам простых названий и не объяснял их содержание. В недавно вышедшей на русском языке книге «Сюрреалисты в жизни» ее автор Десмонд Моррис приводит слова Матты: «Я интересуюсь только неизвестным и работаю только для того, чтобы удивить самого себя». Матта умер в Италии в 2002 году, не то чтобы забытым, но не востребованным.

Эрмитаж предлагает заново взглянуть на творчество этого художника, полагая, что настало время обратить внимание на работавших в ХХ веке вне мейнстрима и моды. Как Матта сказал про себя: «Я кто-то, кто пытается сконструировать изображения, которые однажды помогут нам осознать суть глагола «видеть». На выставке показаны почти сто произведений из 23 частных собраний разных стран.

Центром стали два больших «ландшафта» - «Внутренняя Герилья» и «Либерос». В картине о войне читаются следы танковых гусениц, в произведении о свободе - преобладают оптимистичные зеленые тона. Вокруг ландшафтов размещены картины «Тип мышления» с изысканным сочетанием розового и синего, а также «Немыслимое», которое отсылает к «четвертому измерению» Успенского.

В других залах подробно показана графика Матты разных лет, в частности, ранние сюрреалистические «Маска» и «Органические формы», а также композиция «Против коронованного террора», где огромные собаки играют в шахматы фигурами людей. Матта был известен своими левыми взглядами.

Выставка продлится по 30 июня, ее будет сопровождать образовательная программа, встречи с кураторами и интеллектуальный марафон.

Читайте также о том, что на жизнь после смерти теперь можно взглянуть в «Манеже».

#Эрмитаж #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 068 (6421) от 15.04.2019 под заголовком «Возвращение Роберто Матты».


Комментарии