Возвращение оттуда

В Эрмитаже открылась выставка «Эрте: гений ар-деко. Возвращение в Петербург». 136 рисунков, акварелей, гуашей, две скульптуры представляют разные грани творчества художника, который считается одним из самых ярких представителей ар-деко.

Возвращение оттуда | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«Посмотрите на меня. Я живу в другом мире – мире снов и забвения».

Фраза принадлежит Роману Тыртову, известному как Эрте. Не в этом ли секрет его долголетия? Сменив берега Невы на берега Сены в совсем юном возрасте, еще до революции, он прожил без малого сто лет. Но все несчастья и катастрофы безумного двадцатого века словно обошли Эрте стороной. Лишь однажды его мир пошатнулся, когда умер, уколовшись шипом розы и получив заражение крови, его спутник жизни князь Николай Урусов. С тех пор Эрте так и жил один, окруженный только любимыми кошками.

Эта выставка художника, который так много сделал для модной иллюстрации, мюзиклов, ревю и шоу в Париже и на Бродвее, «одел» четыре фильма золотой эпохи Голливуда, – первая в России.

Париж был столицей моды, а Эрте хотел служить ей. На выставке – немало эскизов обложек и иллюстраций для журнала «Харперс Базар», с которым Эрте сотрудничал двадцать лет, с января 1916 года.

Одна из обложек – из метельного февраля 1935 года – останется в Эрмитаже после закрытия выставки. На ней – лоскуты тканей, гигантские ножницы и два женских силуэта: желтый на черном фоне и черный – на желтом. Женщина и ее тень. Этот эскиз и еще шесть рисунков подарил Эрмитажу Майкл Эсторик, владелец коллекции произведений Эрте, часть которых отобрал для выставки ее куратор Михаил Дединкин.

Останутся в Эрмитаже и две бронзовые скульптуры Эрте: «Весна» и «Маскарад», созданные в середине 1930-х годов.

Майкл Эсторик на открытии выставки рассказывал журналистам о художнике и своих родителях – арт-дилерах, коллекционерах и страстных любителях искусства Эрике и Саломее Эсторик, от которых он и унаследовал работы Эрте.

Эрте оформил десятки мюзиклов и ревю на Бродвее, в Париже, в Монте-Карло. Он обожал эту поддельную роскошь, которая из зрительного зала смотрелась подлинной.

На выставке об этой стороне творчества Эрте можно составить представление по десяткам эскизов, среди которых есть и эскиз костюма для Маты Хари, выступавшей в шоу «Минарет».

Настоящий костюм на выставке один. Сшитый из синего бархата, отделанный воротником-шалью из серого атласа и застежками-бранденбурами, он, пожалуй, выглядит слишком утонченным и изнеженным для мужчины.

«Каждый человек несет обязанность сделать себя как можно более привлекательным. Не многие из нас рождаются красивыми. Одежда – своего рода алхимия», – был убежден Эрте.

Утонченный денди, он всегда был безукоризненно элегантен. Даже дома ходил в шелковой пижаме, подбитой горностаем. Следил за собой и в старости сохранял юношескую стройность. Если сравнить две его фотографии – начала века и его конца, можно убедиться в этом: лишь волосы побелели да появились морщинки. А так – полнейшее сходство: томный взгляд, великолепно скроенный и сшитый пиджак, белые манжеты, а в изящной руке – сигарета в длинном мундштуке из слоновой кости.

Михаил Пиотровский, выступая на вернисаже, назвал Эрте ярким выразителем стиля ар-деко, который в России не получил должного развития. Творческий путь Эрте уникален. В нем можно уловить отблеск «Мира искусства», в ранних работах нет-нет да почудится тень маркиза Константина Сомова и Александра Бенуа, вспыхнут иногда яркие, варварские краски Бакста, оформлявшего многие балеты «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Но в них нет и следа «измов», на которые так был богат XX век. Эрте всю жизнь, в течение почти ста лет, был верен ар-деко. Собственно, и после смерти тоже. Художник, которому жизнь была отмерена так щедро, все же помнил о смерти. Он заранее продумал церемонию похорон, заготовил приглашения и набросал эскиз гроба. В стиле ар-деко.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (5735) от 04.07.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.