Тайна Ульяны Смирновой. Новая жизнь шедевра Карла Брюллова

В Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка «Шедевр Карла Брюллова. Новое определение персонажа». «Музейная работа состоит из кропотливых исследований и ярких озарений», - сказал на пресс-показе Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Русского музея. В данном случае озарение посетило молодого искусствоведа.

Тайна Ульяны Смирновой. Новая жизнь шедевра Карла Брюллова | ФОТО Татьяны ГОРД

ФОТО Татьяны ГОРД

Центральный экспонат - портрет кисти Карла Брюллова. Девушка в скромном белом платье, с маленькой собачкой на руках, долгое время значилась как Ульяна Смирнова.

Причиной неправильной атрибуции стала надпись «Г-а Смирнова» на подрамнике и «у смирнова» на наброске картины.

По словам Григория Голдовского, у Брюллова очень мало неизвестных персонажей. А вот следов загадочной Ульяны Смирновой, позировавшей художнику, было не сыскать. Так бы и продолжалась эта путаница, если бы молодой искусствовед Русского музея Сергей Алексеев не увидел надпись под другим углом зрения.

Он предположил, что надпись «у смирнова» означает не личность модели, а адрес нахождения картины. Действительно, после смерти Карла Брюллова портрет попал в коллекцию Николая Смирнова. Кстати, мужа Александры Смирновой-Россет. Любопытно, что на знаменитой выставке русского портрета, устроенной Сергеем Дягилевым в 1905 году в Таврическом дворце, модель была обозначена как Смирнова-Россет. Хотя изображенная хрупкая, бледная, похожая на лилию девушка имеет мало общего с воспетой Пушкиным «черноокой Россети», яркой и темпераментной красавицей.

Зато изображенная Брюлловым незнакомка была очень схожа по типу внешности с великой княжной Александрой Николаевной, дочерью императора Николая Первого и Александры Федоровны.

В этом можно убедиться на выставке. Вокруг брюлловского портрета собраны другие иконографические изображения Александры Николаевны - гипсовый бюст Карла Вихмана, запечатлевшего ее ребенком, акварель Владимира Гау, портрет великих княжон Ольги и Александры у клавесина кисти Кристины Робертсон...

Сыграла свою роль и собачка, которую изобразил Брюллов. Это черно-белый с «плюшевой» кудрявой шерсткой и смышлеными блестящими глазками кинг-чарльз-спаниель. Собачек этой породы очень любила императрица Александра Федоровна, ей привозили их из Англии. Они встречаются на портретах других членов семьи Романовых. Кроме того, упоминания о любимом песике великой княжны есть в дневниках и мемуарах современников. В частности, императорская фрейлина Яковлева пишет о забавном случае, когда Александра Николаевна просила ее дергать за платье, чтобы проверить верность собачки. Та проверку прошла - лаяла, не умолкая, и бросалась на бедную фрейлину, защищая хозяйку.

Сюжет завершает висящая сейчас в Садовом вестибюле икона «Святая царица Александра», где Брюллов придал христианской мученице черты великой княжны Александры Николаевны. Она изображена в профиль, такой ракурс особенно ярко проявляет блестящую красоту Романовых, их сходство с античными статуями. Художник получил этот заказ от офицеров Преображенского полка, которые в годовщину смерти великой княжны преподнесли икону Николаю Первому. Брюллов отказался от вознаграждения, посвятив работу светлой памяти Александры Николаевны, которая умерла в возрасте всего лишь 19 лет от чахотки после преждевременных родов. Ее ребенок, родившийся шестимесячным, прожил лишь два часа.

Брат Александры великий князь Константин записал в день ее погребения: «4 августа... Не забуду я никогда, как гроб понесли, как Папа вполголоса сказал: «С Богом», как гроб медленно стал спускаться в тихую могилу, как мы все бросили на него землю, как, наконец, я в последний раз взглянул на него в глубине могилы - и все исчезло с лица земли, что было Адини (так ее называли в семье. - Прим. авт.)».

Но исчезло не все. Вот и сейчас мы вспоминаем о принцессе, глядя на ее великолепный портрет кисти Брюллова.

#выставка #Михайловский дворец #картина #брюллов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6259) от 17.08.2018 под заголовком «Возвращение имени».


Комментарии