Возвращение «Освобождения». Телезрителям показали отреставрированный фильм

На этот раз в отреставрированном виде. Фильму исполнилось 50 лет.

Возвращение «Освобождения». Телезрителям показали отреставрированный фильм |

«В строй» отечественного кинематографа, в экранную культуру вернулся один из важнейших фильмов о Великой Отечественной войне, премьера которого состоялась 6 мая 1970 года, в канун 25-летия Победы.

На сегодняшний взгляд иногда кажется, что тогда публике предъявили слишком официальную киноверсию второй половины Великой Отечественной. Однако нынче известно, с какими «боями» продвигался к широкоформатному экрану фильм Юрия Озерова. Во-первых, режиссеру строго-настрого запретили рассказывать о первых годах войны. Во-вторых, лента неоднократно меняла название - «Освобождение Европы», «Европа-43» (44, 45). В-третьих, весь мир на тот момент уже увидел западные киноверсии событий Второй мировой в виде саг типа «Самый длинный день» (1962 г., о высадке союзников в Нормандии) и «Горит ли Париж?» (1966 г., об освобождении французской столицы). «Освобождение» стало нашим киноответом на вопрос о том, кто же все-таки наголову разбил гитлеровскую Германию.

Последовательно, шаг за шагом, сочетая историческую достоверность и драматические подробности взгляда из окопа, вырастало здание эпопеи. Все начиналось показом Курской битвы в июле-августе 1943 года. Далее следовало форсирование Днепра и взятие Киева. Потом настал черед операции «Багратион». Историческая линия завершалась Берлинской операцией и взятием Рейхстага. Всего в «Освобождении» на экране присутствовал 51 исторический персонаж: от Сталина, Черчилля и Рузвельта до Жукова и Рокоссовского. Впервые в истории нашего кино экранным персонажем стал предатель Родины генерал Власов. Что же касается остальных реальных военных и политических фигур, то прототипы в буквальном смысле слова утверждали актеров. Так, маршал Победы Г. К. Жуков согласился, чтобы его в «Освобождении» сыграл Михаил Ульянов.

Фильм был закуплен для проката в 115 стран мира. В каждой из них состоялась его торжественная премьера. За первый год показа фильм собрал в кинотеатрах 400 миллионов зрителей по всему миру. Только в нашей стране в 1970 году его посмотрели 56 миллионов зрителей, что означало первое место в прокате. Признанием выдающегося характера фильма было присуждение группе его создателей высшей художественной награды СССР - Ленинской премии. Ее вместе с режиссером Юрием Озеровым получили сосценаристы Оскар Курганов и Юрий Бондарев, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков.

Над фильмом трудилась большая группа историков и самих военных, прошедших Великую Отечественную. Имели боевой опыт войны и основные участники проекта: от режиссера и сценаристов до оператора. Более того, писатель Юрий Бондарев, на чью долю выпало аранжировать истории «выдуманных» персонажей «Освобождения», перенес в сценарий основную сюжетную линию своей повести «Батальоны просят огня». Она стала стержнем второго фильма про героическое форсирование Днепра и создание на его правом берегу отвлекающего плацдарма.

Сегодня (и это особенно заметно на телеэкране) можно оценить зрелищность большинства эпизодов фильма. Если уж двигался в кадре строй наших Т-34, то это были настоящие, сохранившиеся со времен войны, образцы. Или те, которые специально изготавливали на советских машиностроительных заводах. До сих пор помню первый кадр фильма, когда с широкоформатного экрана сейчас уже не существующего кинотеатра «Планета» на меня вместе с тысячей зрителей двигался во всю ширь полотна немецкий «Тигр». Жуткое и одновременно завораживающее зрелище! И подобных кадров за все пять фильмов эпопеи каждый из первых ее зрителей может вспомнить немало.

Официальное и мировое признание фильма вернуло тему Великой Отечественной войны в культурный обиход советского человека. В какой-то степени партийное и государственное начальство было вынуждено признать не только важность этой темы с точки зрения идеологии, но и ее массовый успех, который был очевиден, когда в широкий прокат выпускались фильмы о Великой Отечественной. Ведь именно после выхода «Освобождения» одна за другой появились потрясающие ленты о войне - «...А зори здесь тихие», «Горячий снег», «В бой идут одни «старики», «Восхождение»... В какой-то степени успех озеровской эпопеи распахнул эти тематические ворота, в которые проникали на экран потрясающие сюжеты и персонажи из времени священной и народной войны.

О цене Победы напоминает публицистический эпилог фильма. Сначала возникает вопрошающий титр: «Что принес фашизм миру?». В нем за кадром звучит узнаваемая музыка Бетховена, а на экране возникают кадры современной фильму жизни мировых столиц. И на фоне их идут титры, говорящие о том, сколько представителей каждой нации сложили свои головы во время Второй мировой войны. Киномартиролог завершается титром о 20 миллионах советских людей, которые погибли в те страшные годы. И ради этой памяти имеет смысл вновь пересматривать этот фильм, важное свидетельство эпохи.

#фильм #кино #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6708) от 29.06.2020 под заголовком «Возвращение «Освобождения»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?