Возвращение «Освобождения». Телезрителям показали отреставрированный фильм
На этот раз в отреставрированном виде. Фильму исполнилось 50 лет.
«В строй» отечественного кинематографа, в экранную культуру вернулся один из важнейших фильмов о Великой Отечественной войне, премьера которого состоялась 6 мая 1970 года, в канун 25-летия Победы.
На сегодняшний взгляд иногда кажется, что тогда публике предъявили слишком официальную киноверсию второй половины Великой Отечественной. Однако нынче известно, с какими «боями» продвигался к широкоформатному экрану фильм Юрия Озерова. Во-первых, режиссеру строго-настрого запретили рассказывать о первых годах войны. Во-вторых, лента неоднократно меняла название - «Освобождение Европы», «Европа-43» (44, 45). В-третьих, весь мир на тот момент уже увидел западные киноверсии событий Второй мировой в виде саг типа «Самый длинный день» (1962 г., о высадке союзников в Нормандии) и «Горит ли Париж?» (1966 г., об освобождении французской столицы). «Освобождение» стало нашим киноответом на вопрос о том, кто же все-таки наголову разбил гитлеровскую Германию.
Последовательно, шаг за шагом, сочетая историческую достоверность и драматические подробности взгляда из окопа, вырастало здание эпопеи. Все начиналось показом Курской битвы в июле-августе 1943 года. Далее следовало форсирование Днепра и взятие Киева. Потом настал черед операции «Багратион». Историческая линия завершалась Берлинской операцией и взятием Рейхстага. Всего в «Освобождении» на экране присутствовал 51 исторический персонаж: от Сталина, Черчилля и Рузвельта до Жукова и Рокоссовского. Впервые в истории нашего кино экранным персонажем стал предатель Родины генерал Власов. Что же касается остальных реальных военных и политических фигур, то прототипы в буквальном смысле слова утверждали актеров. Так, маршал Победы Г. К. Жуков согласился, чтобы его в «Освобождении» сыграл Михаил Ульянов.
Фильм был закуплен для проката в 115 стран мира. В каждой из них состоялась его торжественная премьера. За первый год показа фильм собрал в кинотеатрах 400 миллионов зрителей по всему миру. Только в нашей стране в 1970 году его посмотрели 56 миллионов зрителей, что означало первое место в прокате. Признанием выдающегося характера фильма было присуждение группе его создателей высшей художественной награды СССР - Ленинской премии. Ее вместе с режиссером Юрием Озеровым получили сосценаристы Оскар Курганов и Юрий Бондарев, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков.
Над фильмом трудилась большая группа историков и самих военных, прошедших Великую Отечественную. Имели боевой опыт войны и основные участники проекта: от режиссера и сценаристов до оператора. Более того, писатель Юрий Бондарев, на чью долю выпало аранжировать истории «выдуманных» персонажей «Освобождения», перенес в сценарий основную сюжетную линию своей повести «Батальоны просят огня». Она стала стержнем второго фильма про героическое форсирование Днепра и создание на его правом берегу отвлекающего плацдарма.
Сегодня (и это особенно заметно на телеэкране) можно оценить зрелищность большинства эпизодов фильма. Если уж двигался в кадре строй наших Т-34, то это были настоящие, сохранившиеся со времен войны, образцы. Или те, которые специально изготавливали на советских машиностроительных заводах. До сих пор помню первый кадр фильма, когда с широкоформатного экрана сейчас уже не существующего кинотеатра «Планета» на меня вместе с тысячей зрителей двигался во всю ширь полотна немецкий «Тигр». Жуткое и одновременно завораживающее зрелище! И подобных кадров за все пять фильмов эпопеи каждый из первых ее зрителей может вспомнить немало.
Официальное и мировое признание фильма вернуло тему Великой Отечественной войны в культурный обиход советского человека. В какой-то степени партийное и государственное начальство было вынуждено признать не только важность этой темы с точки зрения идеологии, но и ее массовый успех, который был очевиден, когда в широкий прокат выпускались фильмы о Великой Отечественной. Ведь именно после выхода «Освобождения» одна за другой появились потрясающие ленты о войне - «...А зори здесь тихие», «Горячий снег», «В бой идут одни «старики», «Восхождение»... В какой-то степени успех озеровской эпопеи распахнул эти тематические ворота, в которые проникали на экран потрясающие сюжеты и персонажи из времени священной и народной войны.
О цене Победы напоминает публицистический эпилог фильма. Сначала возникает вопрошающий титр: «Что принес фашизм миру?». В нем за кадром звучит узнаваемая музыка Бетховена, а на экране возникают кадры современной фильму жизни мировых столиц. И на фоне их идут титры, говорящие о том, сколько представителей каждой нации сложили свои головы во время Второй мировой войны. Киномартиролог завершается титром о 20 миллионах советских людей, которые погибли в те страшные годы. И ради этой памяти имеет смысл вновь пересматривать этот фильм, важное свидетельство эпохи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6708) от 29.06.2020 под заголовком «Возвращение «Освобождения»».
Комментарии