Возрождение короля инструментов

В начале сентября в стране стартует заключительный этап X Международного конкурса органистов им. Микаэла Таривердиева. В жюри — профессор заведующий кафедрой органа и клавесина Петербургской консерватории Даниэль Зарецкий. По признанию арт-директора конкурса музыковеда Веры ТАРИВЕРДИЕВОЙ, петербургская органная школа одна из лидирующих в мире. О ренессансе короля инструментов в России с ней беседовала журналист Елена БОБРОВА.

Возрождение короля инструментов | ФОТО из личного архива В. Таривердиевой

ФОТО из личного архива В. Таривердиевой

— Вера Гориславовна, органный фестиваль посвящен Микаэлу Таривердиеву. Разумеется, не случайно. Как же лирик, композитор интимной интонации пришел к столь масштабному инструменту?

— Микаэл Таривердиев — композитор странной судьбы. В России его знают скорее как кинокомпозитора. И это верно — он написал музыку к 132 фильмам. Но Таривердиев также автор опер, вокальных циклов, симфонических и, наконец, органных произведений. Да, Микаэл Леонович композитор лирический. Но и драматический. Вспомните симфонию для органа «Чернобыль». А еще он барочный композитор. Его интонация, структура его музыки, драматургические особенности — барочные. И он всегда имел склонность к инструментам эпохи барокко, если сказать попроще, эпохи Баха — клавесину, органу... Любопытно, что к органу Таривердиев приобщился в классе Арама Хачатуряна, своего педагога в Институте имени Гнесиных. У Микаэла Леоновича не было зимнего пальто, и зимой он часто оставался ночевать в классе Хачатуряна, в котором был небольшой орган. Так что по ночам он на нем играл...

— Выдающийся органист Гарри Гродберг назвал современную Россию органной державой. И в самом деле, за последнее время в России было построено немало инструментов. Только в нашем городе король инструментов появился в Мариинском театре, Консерватории, Таврическом дворце, Финской церкви... Настоящий ренессанс инструмента.

— В России орган присутствует давно. Например, в петровское время органов было больше, чем клавикордов (грубо говоря, пианино). Орган имеет свою историю и в Византии. Другое дело, что в советской России инструментов было мало, орган оказался на заднем плане. В итоге у музыкантов не было возможности с ним общаться. А ведь что такое органист? Человек, который умеет «приручить» разные инструменты, каждый из которых глубоко индивидуален. Если скромный орган кирхи в Выборге обладает всего 10 регистрами, то орган Калининградского кафедрального собора — 132.

— Гродберг продолжает — мол, во многих местах Европы органные концерты плохо посещаются. «Там не любят органную музыку по-настоящему. Потому что слышат ее на богослужениях и праздниках, они с ней выросли. Орган для них что-то ежедневное. Они не любят Баха. Играют его одно, два, может, три сочинения. Но целые концерты Баха в Европе редкость».

— Мне кажется, в этом высказывании лишь доля правды: орган для Европы, Америки — инструмент прежде всего церковный. Но не «популярный» — нет. Просто там очень много всего происходит в области органа и много самих инструментов. Вот в городке Вустер под Бостоном, где мы начинали североамериканский тур конкурса им. Таривердиева, в городке с населением 145 тысяч человек, 45 больших органов! У нас же органы в основном в концертных залах. А Баха любят везде. Я столько времени провела в разных соборах мира — в Париже, Нью-Йорке, Гамбурге, Таллине, могу продолжить список. И Россия не исключение.

— Мэтр Жан Гийю, величайший из ныне живущих представителей французской органной школы, считает, что орган может найти свое место и на открытом воздухе.

— Все, о чем мечтает Жан Гийю, всегда чудесно. Тем более что прецеденты уже есть. Орган в парке в Сан-Диего, в Соединенных Штатах Америки. Чудесное место!

— Как вы относитесь к аутентичному исполнению? Есть смысл пытаться исполнять Баха так, как это делали во времена Баха?

— Это то, о чем музыканты спорят. И хорошо, что спорят и будут всегда спорить. Никто ведь не знает, как исполнялась музыка Бахом и во времена Баха. Это можно уловить, об этом можно спорить. Но музыка прежде всего должна переживаться. Быть тобой внутренне освоенной и прочувствованной. Это и вызывает резонанс в слушателях.

— А как вы относитесь к экспериментам, когда орган, например, исполняется в джазовом звучании?

— Любые эксперименты замечательны, если они талантливы и творчески оправданны. В области органа я претендую на статус самого крутого экспериментатора. Конкурс им. Таривердиева сопровождается фестивалем «Орган плюс», где мы создаем новые форматы существования инструмента. Случаются весьма «хипповые» программы. У нас орган звучал в ансамбле с дудуком, с японскими сякухати и семисен, с Роговым оркестром. Никогда не забуду, как я просила Жана Гийю: «Маэстро, сделайте что-нибудь, что никогда не делали!». «Что я могу?» — удивлялся музыкант. «Сыграйте «Картинки с выставки» Мусоргского с оркестром русских народных инструментов». Маэстро ужасно боялся: что получится из этого эксперимента. Но когда он услышал, как это звучит, был в восторге. Теперь мечтаем повторить этот опыт уже в Париже.

— Органы появились в России еще при Петре, но русской органной школе — полтора века. В то время как на Западе история органа отсчитывает более тысячи лет, с момента введения органа в церковный обиход. Не наблюдается ли снобизма европейских музыкантов по отношению к российским? Ведь зрители куда охотнее посещают концерты, на афишах которых написаны зарубежные имена.

— На последнем конкурсе Баха в Лейпциге одной из победительниц стала российская органистка Алина Никитина, кстати, лауреат Первой премии конкурса им. Таривердиева. Ученица Даниэля Зарецкого. Представители Петербурга постоянно участвуют в органных конкурсах — сегодня петербургская органная школа одна из лидирующих в мире.

А в Лейпциге и вовсе произошел прорыв. Впервые за всю историю российской, советской органной школы наш музыкант стал лауреатом конкурса # 1 для органистов в мире. Это свидетельство, что наши наступают. Когда Лада Лабзина играла в Канзасе в Лоуренсе (выдающийся органный центр, где проходит североамериканский тур конкурса им. Таривердиева) свой концерт «Русские хиты в органных транскрипциях», члены жюри пришли лишь из вежливости. Но они, да и все, кому довелось присутствовать, были так впечатлены! Так потрясены! Так что нас признают на Западе. А что касается нас, то западное у нас всегда (будь то сыр, обувь, одежда или музыкальные имена) для публики привлекательнее. Несмотря на клятвы в патриотизме. Это часть, видимо, нашего менталитета.

— Музыка эволюционирует. Что современная музыка привнесла в орган? И привнесла ли?

— Ну конечно! Я бы поставила вопрос по-другому. Что орган привнес в современную музыку? Кстати, прообраз семплер-синтезаторов — орган. А на органе можно все, что возможно в современной музыке. Это совсем короткий ответ.

— Судя по всему, вы положительно относитесь к электронным музыкальным инструментам, в частности, электронным органам и вообще электронным инструментам с семплами настоящих органов (семпл — это небольшой оцифрованный фрагмент звучания определенного инструмента, а семплеры — специальные устройства. — Прим. авт.).

— Я отношусь к ним с уважением. Они служат добрую службу. Там, где нет возможности поставить настоящий орган (который играет трубами, pipe organ, как его называют), он дает возможность исполнять органный репертуар, знакомить людей с этой музыкой. Семплер? Конечно, это очень интересное направление. Микаэл Леонович последние 13 лет работал в своей студии и записывал музыку кино на семплерах. Удивительный пример того, что можно сделать, когда не человек зависит от инструмента, а инструмент — от человека.

— О чем мечтал Микаэл Таривердиев?

— О том, чтобы Моцарты всегда побеждали.

#орган #конкурс #интервью

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.