Возникли из небытия

Серебряное кружево ветвей, покрытых инеем, и золотые барочные завитки на лазурно-голубом фасаде Екатерининского дворца – Царское Село в морозы выглядит, как на открытке для привлечения туристов.

Возникли из небытия | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Есть собиратели в России

Есть повод съездить туда: в пятницу в Тронном зале открылась выставка «Взгляд из прошлого», представляющая русские портреты XVIII – XIX веков из коллекции семьи Карисаловых. Это 29 портретов кисти Боровиковского, Левицкого, Кипренского, Гроота, Яна Купецкого. Императоры, знатные дамы и кавалеры, просветитель Новиков. Заходишь в Тронный зал, сияющий золотом, и останавливаешься в изумлении. Кажется, что портреты парят в воздухе. И только потом замечаешь установленные напротив окон прозрачные стенды, на которых они размещены.

Куратор выставки – Григорий Голдовский, ведущий научный сотрудник Русского музея, заведующий отделом живописи XVIII – начала XIX веков. Он высоко оценивает коллекцию Карисаловых:

– Она замечательная, единственная в своем роде. Чудесно, что есть собиратели, которые делают это для души, не рассматривая коллекцию как аналог банковской ячейки. Все вещи из коллекции Карисаловых обязательно проходят экспертизу. Почти все портреты, которые здесь представлены, я предварительно видел либо в аукционных каталогах, либо на выставках. Не забуду, как увидел в одном аукционном каталоге портрет Петра Первого кисти Яна Купецкого. Очень надеялся, что кто-нибудь купит его для России. К счастью, так и произошло: наш собиратель – Михаил Карисалов – обошел французского коллекционера. И вот вы можете видеть этот редчайший прижизненный портрет Петра Великого здесь, в Тронном зале.

Неизвестный Левицкий

Из редкостей – поясной портрет Екатерины Великой, написанный Дмитрием Левицким после 1792 года. Как говорят искусствоведы, в 1790-е годы Левицкий уже не имел возможности писать императрицу с натуры и пользовался иконографическими типами. А иногда писал монархиню со своей супруги Настасьи, которая, по легенде, была очень на нее похожа.

Кисти Левицкого принадлежит и портрет княгини Шаховской (1785 г.). С ним тоже связана история.

– Лет десять назад я увидел портрет Шаховской в одном римском доме, – вспоминает Григорий Голдовский. – Я был убежден, что он написан Левицким. Портрет купил один российский антиквар, а затем предложил его Карисаловым. Когда в 1980-е годы мы собирали всесоюзную выставку работ Левицкого, то даже представить не могли, что где-то когда-то могут появиться еще какие-то его вещи. И вот прошло время, и благодаря семье Карисаловых словно из небытия возникли еще четыре вещи, которые мы когда-то перечисляли в каталоге выставки с указанием, что их местонахождение неизвестно.

Любимый пудель Николая Первого

В Первой антикамере перед Тронным залом благодарный музей решил продемонстрировать подарки, полученные от Михаила Карисалова с 2007 года. О них рассказала Ираида Ботт, заместитель директора музея по науке:

– Здесь вы видите вещи, которые изначально были в нашей исторической коллекции, потом пропали, и предметы, связанные с нашей тематикой. Вот, например, порфировая ваза, изготовленная по рисунку Гальберга. Нам предложили купить ее в тот момент, когда мы заканчивали работу над реставрацией Агатовых комнат. От такого предмета было трудно отказаться, но денег на ее приобретение не было, и тогда нам помог Михаил Юрьевич.

Шесть стульев и два кресла, выполненные в стиле неоготики из массива красного дерева, найдут свое место в Александровском дворце. При Александре I в конце XVIII века там были подобные вещи.

Есть предметы, которые не имеют прямого отношения к музейной коллекции, но связаны с венценосными обитателями дворца. В витрине – пресс-папье в виде бронзового пуделя Гусара – любимой собаки императора Николая I. Владельцы, вероятно, не знали об этом и продали вещицу за небольшие деньги.

Молитва

После открытия выставки Михаил Карисалов подарил музею картину Григория Чернецова «Молитва Александра I у гробницы Александра Невского накануне отъезда в Таганрог».

Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, перед тем как взять картину в руки, надела белые перчатки, ведь это бесценный экспонат.

– Мы мечтали об этой картине, – поблагодарила она коллекционера. – Это настоящий рождественско-крещенский подарок!

Об истории картины и ее обретения рассказала Ираида Ботт:

– Картина не была вывезена в эвакуацию во время войны, пропала, была похищена, мы считали ее потерянной навсегда. И вдруг два года назад мы узнали, что «Молитва» Чернецова выставляется на одном маленьком аукционе в Берлине. Не было возможности торговаться по телефону, не было онлайн-торгов. Все-таки благодаря нашим коллегам из Потсдама мы участвовали в аукционе, но проиграли. Победили два наших соотечественника, и мы были расстроены. Решили сделать об этом сюжет, который показали по телевизору. Его увидел Михаил Карисалов, нашел покупателей и приобрел у них это полотно. Для нас это знаковая картина. Скоро она обретет место в «Памятных комнатах Александра Первого».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (5629) от 26.01.2016.


Комментарии