2Vtzqv4Hz9U

Возможно, просто не успели

Посетил недавно Музей железных дорог России, открытый у Балтийского вокзала. Нельзя не поблагодарить его создателей за бережное осовременивание исторических железнодорожных построек, которых все меньше остается в Петербурге, и за восстановление подвижного состава. А теперь о вопросах и пожеланиях.

Возможно, просто не успели | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С детства увлекавшийся железными дорогами, каждые выходные тянувший родителей в Музей железнодорожного транспорта на Садовой, в Музей Октябрьской железной дороги на Литейном, в ДК железнодорожников или на платформу «21-й км», от обновленного музея я ждал очень многого. Однако, на мой взгляд, он сохранил недостатки, присущие его предшественникам.

Первое, что бросается в глаза посетителю, это отсутствие системы в экспозиции. Вперемешку выставлены пассажирские и товарные вагоны, локомотивы разных эпох. Такая скученность была и в «Паровозном музее» на 21-м км, и на Варшавском вокзале. Кроме того, информация об экспонатах минимальная. Да и попасть внутрь вагонов и локомотивов нельзя. Но тогда хотя бы подсветили их изнутри, чтобы мы, заглянув в окна, увидели, как выглядел железнодорожный быт разных эпох.

Отсутствие хронологического подхода сказывается на восприятии. Не чувствуется гордости за нашу железнодорожную историю. А между тем нужно помнить подвиг наших предков, строивших Транссиб и Турксиб (мой прадед был одним из первых начальников этой ныне не часто вспоминаемой дороги), Дорогу Победы, а также осваивавших новую технику. Об этом в обновленном музее школьники не узнают.

Безусловно, важно делать акцент на роль железных дорог в обороне Ленинграда, но как же их роль в других войнах? Например, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской войне? Тема бронепоездов почти не раскрыта, а между тем это интересная страница в истории железной дороги.

Вторая странность - зал, видимо, с макетом первой Царскосельской железной дороги. Пишу «видимо», потому что посетить его можно только в составе экскурсионной группы.

Отдельно хочется упомянуть кафе и магазин при музее. Кафе под названием «Станционный буфет» своим интерьером таковой не напоминает, да и ассортимент не имеет никакого отношения к железной дороге. Думаю, что легендарный чай в подстаканниках смотрелся бы здесь аутентично. Выбор товаров в магазине скуден, к тому же в нем я не обнаружил ни одной книги о железных дорогах...

Предполагаю, что недочеты оттого, что музей поторопились открыть к определенной дате. Поставить экспонаты в отреставрированное здание можно быстро. А чтобы в музее появилась душа, нужно время.

Вспоминаю, как в детстве в Музее железнодорожного транспорта при ЛИИЖТе (ныне ПГУПС императора Александра I) самым интересным для меня был макет транспортной горки. Недавно посетив этот музей снова, порадовался, что детей привлекают все те же модели и экспонаты. Может быть, стоит учесть интересы тех, кому продолжать славное дело железных дорог России через 20 и более лет? И на них ориентироваться, доводя до ума новый музей.

#музей РЖД #Балтийский вокзал #бессистемно

Комментарии