Воздушный поцелуй Аиде

Одна из лучших представительниц своего поколения, обладательница красивейшего меццо-сопрано, солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук выступит 17 июля на фестивале «Звезды белых ночей» с сольным концертом, в программе которого романсы Николая Метнера и Сергея Рахманинова. До нее музыку двух этих современников, представителей русского духовного Ренессанса, здесь исполнял Дмитрий Хворостовский. Екатерина СЕМЕНЧУК рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, что мечтает исполнить партию Марфы в опере «Хованщина» Мусоргского, и о том, почему Кармен надо петь негромко.

Воздушный поцелуй Аиде | ФОТО Алексея КОСТРОМИНА из архива Е. Семенчук

ФОТО Алексея КОСТРОМИНА из архива Е. Семенчук

– Расскажите, почему вы выбрали такую непростую программу для сольного концерта в Петербурге?

– Мне давно хотелось исполнить в одном концерте романсы двух этих композиторов-современников. Если сочинения Сергея Рахманинова мы слышим относительно часто, то о Николае Метнере так, увы, не скажешь: его несправедливо мало исполняют. А он написал музыку невероятной красоты и философской глубины. Их судьбы сходны в том, что оба стали эмигрантами, унесшими с собой в Америку и Европу культуру интеллигенции дореволюционной России.


– В последнее время новости о вас все чаще доносятся из дальнего зарубежья...

– Да, у меня действительно много выступлений за рубежом, в основном в операх Верди. Хотя в этом сезоне я дебютировала на сцене Венской государственной оперы в «Анне Болейн» Доницетти. Но мне хочется, чтобы русского репертуара было больше. Я мечтаю о Клитемнестре в «Орестее» Танеева, Любаше в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Этим летом сбылась моя смелая мечта: я спела в Мариинском театре сложнейшую партию, написанную для драматического меццо-сопрано, – партию Любови в опере «Мазепа» Чайковского в спектакле под руководством Валерия Гергиева. За это ему бесконечно благодарна!


– Странно, что до сих пор вы не исполнили в Мариинском театре партию Марфы в «Хованщине» Мусоргского. К ней ваш голос давно готов, и драматическое наполнение роли вы наверняка нашли бы.

– Я получала предложения исполнять Марфу, но мне бы очень хотелось «вырастить» эту роль здесь, на сцене родного Мариинского театра. Надеюсь, что она уже на горизонте, – для меня это одно из самых заветных желаний.

Но, как написала в своих воспоминаниях американская меццо-сопрано Мэрилин Хорн, все в ее жизни пришло в свое время. Знаменитая немецкая певица Лилли Леман пела до глубокой старости, сохранив голос пластичным и красивым. Я предпочитаю не хвататься за все сразу, но дать голосу возможность служить как можно дольше. Хочу, чтобы мой голос сохранял эластичность, красоту, блеск и силу. Высшим классом можно считать искусство тех певиц, чей голос в зрелом возрасте звучит, как в юном. Для меня таким примером является мой педагог Евгения Станиславовна Гороховская. Если бы я десять лет назад схватилась за Амнерис, Далилу, мы, наверное, могли бы с вами сегодня не встречаться.

Мне грех жаловаться на нехватку репертуара, помимо оперных у меня много концертных программ, выступлений в кантатно-ораториальном жанре. За последние годы появилось много новых работ, среди которых и Stabat Mater Россини, Вторая, Третья и Восьмая симфонии Малера. Все это я исполняю, к сожалению, не в России, а на Западе.


– Марфу вы не спели, но несколько лет назад справились с куда более технически сложной партией Дидоны из «Троянцев» Берлиоза.

– Когда четыре года назад я взялась петь Дидону, кто-то крутил пальцем у виска, говорили: «Зачем она за нее берется? Это партия для более зрелого голоса». А Дидона дала мне очень много, раскрыла новые возможности, раскрасила голос невероятными красками... Я могу долго рассказывать об этой прекрасной роли и о музыке Гектора Берлиоза, которую очень люблю! После Дидоны в мой репертуар стремительно ворвались Амнерис, Иокаста, Азучена, Эболи, Лаура (в «Джоконде» Понкьелли), Далила! Но Дидона останется для меня той особенной ролью, с которой, пожалуй, все в моей жизни и началось.


– На Новой сцене Мариинского театра вы по-новому исполнили Кармен – без надрыва и пафоса, интимно и сокровенно. Как вы пришли к такому неожиданному, очень интересному и глубокому прочтению?

– Я верю, что максимально приблизила исполнение партии Кармен к тому, какой ее хотел слышать композитор. В исполнении всегда есть место интимности, не нужно бояться использовать меццо воче, вкрадчивости в голосе, и в то же время все должно быть просто и легко, как в первой арии Кармен – Хабанере. Все привыкли к громкому звуку, а мне хотелось донести то, что написали Жорж Бизе и Проспер Мериме, поделиться своим опытом постижения этой загадочной роли.

Я сделала так, как мне подсказывали сердце, чутье и опыт. А у меня был опыт работы в «Кармен» с разными музыкантами. Я спела около 15 постановок, среди которых было выступление и на знаменитом фестивале в «Арена ди Верона». В свое время, когда я пела Кармен с маэстро Мун Вунг Чунгом и оркестром Радио Франс, он заострял мое внимание на ритмике образа, изменчивых гармониях, на необходимости спокойного, но предельно ритмичного пения, на легкости в звучании и силе слова.

Эта партия рождена в результате длительной, многолетней работы. В декабре минувшего года мне довелось исполнить Кармен и с маэстро Валерием Гергиевым, что стало огромным событием в моей жизни. На новые поиски в этой партии меня подталкивали и партнеры – любимые Хозе, среди которых были Хосе Кура, Нил Шикофф, Максим Аксенов, Андрэ Карэ и другие. Каждый из них был чутким и страстным.

В марте появился новый партнер – наш прекрасный тенор Евгений Акимов, работая с ним, я увидела немного иную Кармен. С первой репетиции это был Дон Хозе. Он не сводил с меня печальных и диких глаз: влюбленных, беспомощных от понимания, что он ничего не в силах сделать, чтобы изменить неукротимую Кармен, страшных... Можно сказать, что во многих сценах он диктовал мне рисунок моей роли.


– Минувший сезон принес вам и запись оперы «Аида» Верди с одним из лучших дирижеров современности – Антонио Паппано и звездным составом солистов, среди которых тенор Йонас Кауфманн и сопрано Аня Хартерос...

– Эта работа явилась неожиданно, но была долгожданной. Приглашение от маэстро Паппано я получила несколько лет назад. Перед этим работала по его приглашению на фестивале в Зальцбурге в «Дон Карлосе» Верди, исполняла под его руководством Реквием Верди с академией Санта Чечилия. Ответственности добавляло и осознание того, что «Аиду» последний раз в студии записывали много лет назад.

Наши звукозаписывающие сессии длились чуть больше десяти дней, это были ежедневные многочасовые сеты. Но я не почувствовала ни малейшей усталости. Позитивному настрою во время записей помогало плодотворное музыкантское общение. Это был ансамбль суперпрофессионалов, никто не пытался выставить себя главным.

Я не забуду поддержку Йонаса, который давал очень дельные советы, а я рада хорошим советам! Помню, как он послал мне воздушный поцелуй в момент моего первого выхода на сцену во время нашего концертного исполнения Аиды. Этот дружеский жест был сильным импульсом к развитию воображаемого действия на сцене. Так марафонцы в команде делают вместе одно дело с удовольствием. Превосходную атмосферу на записи поддерживал и сам Паппано, он любит смеяться, легко переводит в шутку спорные моменты.

Эта «Аида» открыла мне много драматических подтекстов, важных пауз. Я не стремилась к стенобитному звучанию голоса в «Аиде», да и не думаю, что задача любого голоса в опере – доказать, что ты можешь звучать громче оркестра. Это глупо. Все должно находиться в балансе, гармонии, красоте.


– В своем репертуаре вы неизбежно пересекаетесь с репертуаром великой Елены Образцовой, на конкурсе которой много лет назад были удостоены приза «Надежда».

– С Еленой Васильевной меня связывали очень теплые отношения. В последний раз мы встретились с ней на вручении русского Нобеля в Стрельне. Я исполняла арию Далилы «Открылася душа», а петь без микрофона не было акустической возможности. Я увидела ее горящие глаза и подошла к ней, нам не нужно было слов – между нами будто бы возник некий «телемост». Мы пели вместе... Это стало моим с ней прощанием. На Западе меня часто сравнивают с ней, даже говорят, что улыбка похожа... Елена Васильевна останется особым человеком в моей жизни и тем самым Голосом, позвавшим меня когда-то, заманившим и убедившим стать оперной певицей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (5501) от 16.07.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.