Главная городская газета

«Войти иль нет?»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Застывший образ танца «обыкновенной богини»

Она была «человеком другого измерения», видевшим в театральных зеркалах образы великих балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью
«Войти иль нет?» | Костюм Марфы, героини «Царской невесты», когда-то был создан для солистки Тифлисской оперы И. М. Корсунской. Перед публикой он предстал впервые. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Костюм Марфы, героини «Царской невесты», когда-то был создан для солистки Тифлисской оперы И. М. Корсунской. Перед публикой он предстал впервые. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Ольга из «Псковитянки», Марфа из «Царской невесты» и Сервилия из одноименной оперы... В Музее-квартире Римского-Корсакова открылась выставка «Трагедия любви и власти».

Когда-то сам Николай Андреевич писал: «Господи, как же много у меня опер!». Действительно, для того чтобы вспомнить все его произведения, музею потребовалось пять лет.

Начался цикл выставок в 2011 году с оперы «Снегурочка», которую сам Римский-Корсаков считал лучшим своим сочинением. Затем последовали «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». А завершается рассказом о «Царской невесте», «Псковитянке» и «Сервилии», поставленных по драмам в стихах Льва Мея.

– Проводя экскурсии, я часто задаю вопрос, знакомо ли кому-то имя Мея, – рассказала куратор выставки Наталья Костенко. – И, как правило, получаю отрицательный ответ. Мей был забыт еще в XIX веке. Между тем это был хороший поэт, блестящий переводчик, знающий множество древних и европейских языков. Все его стихотворные драмы основаны на документах. Но историческая драма всегда сочетается у него с романтической линией. В центре трех опер, о которых мы рассказываем сейчас, – три пленительных женских образа, три невесты: Ольга, Марфа, Сервилия. Это трагические образы, героини погибают. В каждой из трех опер так или иначе выражена трагедия любви и власти.

Поэтому в оформлении выставочного зала использовали два цвета: черный, цвет трагедии, и золотой, цвет власти.

Выставка уместилась в одном зале. Но экспозиция насыщенная.

– Мы показываем здесь экспонаты, которые находятся в фондах. Их видели даже не все сотрудники Театрального музея, – говорит Наталья Костенко.

Кроме того, свои раритеты для выставки предоставили Театральная библиотека и рукописный отдел библиотеки Санкт-Петербургской консерватории.

В одной из витрин лежит том сочинений Льва Мея, открытый на словах из оперы «Псковитянка» «Войти иль нет?». Знаменитая фраза, интонацию которой так долго и мучительно искал Федор Шаляпин, работая над образом Ивана Грозного. Сам певец вспоминает об этом в своей книге «Маска и душа»: «Для роли Грозного этот вопрос имеет такое же значение, как для роли Гамлета вопрос «быть или не быть?». В ней надо сразу показать характер царя, дать почувствовать его жуткое нутро».

Интонация была найдена, и образ Грозного в трактовке Шаляпина до сих пор считается непревзойденным. Говорили, что Шаляпин заколдовал эту оперу. После него певцам было трудно выходить на сцену, публика неизбежно сравнивала всех исполнителей с ним.

На выставке есть несколько эскизов декораций и костюмов замечательной театральной художницы Софьи Юнович, которые она создала к «Царской невесте», поставленной в Кировском (ныне Мариинском) театре в 1966 году.

Юнович сделала волшебный спектакль. Он до сих пор не устарел. Как вспоминают очевидцы, первый акт вызывал недоумение, второй возмущение, а в четвертом акте все уже понимали, что это гениально. Писали, что именно благодаря работе художника опера, которую прежде трактовали как бытовую драму, обрела величие трагедии. На выставке демонстрируется эскиз костюма Марфы – прозрачный, нежный, неземной.

Если «Псковитянку» и «Царскую невесту» поклонники оперного искусства знают хорошо, то третья «героиня» выставки – опера «Сервилия» считается падчерицей в семье опер Римского-Корсакова. Она оказалась почти забыта. Но, кажется, и для «падчерицы» настают счастливые времена.

– Самое удивительное в этой последней выставке – случайное совпадение, – говорит Наталья Костенко. – Когда мы еще планировали цикл в 2011 году, мы знали, что подберемся к «Сервилии» только к марту 2016-го. Но не знали тогда, что композитор Геннадий Рождественский тоже думает об этой малоизвестной опере Римского-Корсакова. Премьера «Сервилии» намечена на 15 апреля в Москве в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского. До премьеры Геннадий Рождественский также планирует осуществить первую в истории запись «Сервилии».

А все, кто придет на выставку, увидят эскизы костюмов Евгения Пономарева к премьерному спектаклю в Мариинском театре в 1902 году, сценический костюм флейтиста, который впервые будет выставлен в открытом доступе, а также клавир оперы с личными пометками композитора.

Выставка продлится до 9 октября.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook