«Войти иль нет?»
Ольга из «Псковитянки», Марфа из «Царской невесты» и Сервилия из одноименной оперы... В Музее-квартире Римского-Корсакова открылась выставка «Трагедия любви и власти».
Костюм Марфы, героини «Царской невесты», когда-то был создан для солистки Тифлисской оперы И. М. Корсунской. Перед публикой он предстал впервые. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Когда-то сам Николай Андреевич писал: «Господи, как же много у меня опер!». Действительно, для того чтобы вспомнить все его произведения, музею потребовалось пять лет.
Начался цикл выставок в 2011 году с оперы «Снегурочка», которую сам Римский-Корсаков считал лучшим своим сочинением. Затем последовали «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». А завершается рассказом о «Царской невесте», «Псковитянке» и «Сервилии», поставленных по драмам в стихах Льва Мея.
– Проводя экскурсии, я часто задаю вопрос, знакомо ли кому-то имя Мея, – рассказала куратор выставки Наталья Костенко. – И, как правило, получаю отрицательный ответ. Мей был забыт еще в XIX веке. Между тем это был хороший поэт, блестящий переводчик, знающий множество древних и европейских языков. Все его стихотворные драмы основаны на документах. Но историческая драма всегда сочетается у него с романтической линией. В центре трех опер, о которых мы рассказываем сейчас, – три пленительных женских образа, три невесты: Ольга, Марфа, Сервилия. Это трагические образы, героини погибают. В каждой из трех опер так или иначе выражена трагедия любви и власти.
Поэтому в оформлении выставочного зала использовали два цвета: черный, цвет трагедии, и золотой, цвет власти.
Выставка уместилась в одном зале. Но экспозиция насыщенная.
– Мы показываем здесь экспонаты, которые находятся в фондах. Их видели даже не все сотрудники Театрального музея, – говорит Наталья Костенко.
Кроме того, свои раритеты для выставки предоставили Театральная библиотека и рукописный отдел библиотеки Санкт-Петербургской консерватории.
В одной из витрин лежит том сочинений Льва Мея, открытый на словах из оперы «Псковитянка» «Войти иль нет?». Знаменитая фраза, интонацию которой так долго и мучительно искал Федор Шаляпин, работая над образом Ивана Грозного. Сам певец вспоминает об этом в своей книге «Маска и душа»: «Для роли Грозного этот вопрос имеет такое же значение, как для роли Гамлета вопрос «быть или не быть?». В ней надо сразу показать характер царя, дать почувствовать его жуткое нутро».
Интонация была найдена, и образ Грозного в трактовке Шаляпина до сих пор считается непревзойденным. Говорили, что Шаляпин заколдовал эту оперу. После него певцам было трудно выходить на сцену, публика неизбежно сравнивала всех исполнителей с ним.
На выставке есть несколько эскизов декораций и костюмов замечательной театральной художницы Софьи Юнович, которые она создала к «Царской невесте», поставленной в Кировском (ныне Мариинском) театре в 1966 году.
Юнович сделала волшебный спектакль. Он до сих пор не устарел. Как вспоминают очевидцы, первый акт вызывал недоумение, второй возмущение, а в четвертом акте все уже понимали, что это гениально. Писали, что именно благодаря работе художника опера, которую прежде трактовали как бытовую драму, обрела величие трагедии. На выставке демонстрируется эскиз костюма Марфы – прозрачный, нежный, неземной.
Если «Псковитянку» и «Царскую невесту» поклонники оперного искусства знают хорошо, то третья «героиня» выставки – опера «Сервилия» считается падчерицей в семье опер Римского-Корсакова. Она оказалась почти забыта. Но, кажется, и для «падчерицы» настают счастливые времена.
– Самое удивительное в этой последней выставке – случайное совпадение, – говорит Наталья Костенко. – Когда мы еще планировали цикл в 2011 году, мы знали, что подберемся к «Сервилии» только к марту 2016-го. Но не знали тогда, что композитор Геннадий Рождественский тоже думает об этой малоизвестной опере Римского-Корсакова. Премьера «Сервилии» намечена на 15 апреля в Москве в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского. До премьеры Геннадий Рождественский также планирует осуществить первую в истории запись «Сервилии».
А все, кто придет на выставку, увидят эскизы костюмов Евгения Пономарева к премьерному спектаклю в Мариинском театре в 1902 году, сценический костюм флейтиста, который впервые будет выставлен в открытом доступе, а также клавир оперы с личными пометками композитора.
Выставка продлится до 9 октября.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5671) от 30.03.2016.
Комментарии