Вот такие пироги!

Фестиваль, как уже знают читатели, предлагает театральные эксперименты в нетеатральных пространствах - на улицах, вокзалах, в необычных зданиях и частных квартирах.

Вот такие пироги! | Сидя за столом в обычной квартире, зрители выполняли задание вместе или поодиночке. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Сидя за столом в обычной квартире, зрители выполняли задание вместе или поодиночке. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

«Иммерсивный спектакль-квест» «В гостях. Европа» (так значится в программке, «иммерсивный» от английского to immerse - «погружать») - создание театральной группы из Германии Rimini protokoll, уже знакомой петербуржцам. Три года назад БДТ включил в свой репертуар игровую прогулку по городу «Remote Петербург», презентовавшуюся как спектакль. Публика тогда проходила маршрут от кладбища лавры до крыши БДТ.

В новом проекте ходить не нужно, все двухчасовое действо происходит за столом обычной квартиры, предоставленной на один раз кем-то из горожан. Во время этой «гастроли» состоялось несколько «представлений», и, по условиям игры, каждый раз должно было быть новое жилище.

В моем случае точкой стала старая профессорская, судя по интерьеру и роскошной библиотеке, квартира на Васильевском. Пока мы дожидались, чтобы собрались все 15 приглашенных, нужно было поставить на карте России - Европы, разложенной на длинном столе, три отметки: где ты родился, где познакомились твои бабушка с дедушкой и с каким местом у тебя связаны особые воспоминания.

Когда все, включая хозяйку квартиры очаровательную девушку Софью, собрались, начался «спектакль». Ведущая объяснила, что он состоит из нескольких уровней и будет проходить при помощи небольшой машинки, своего рода кассового аппарата, выдающего чеки при нажатии на кнопку. Каждый из участников нажимает, получает задание и выполняет его (или выполняют все, зависит от задания) и передает следующему.

Так, все мы ответили, случалась ли с нами большая удача, есть ли в нашем прошлом участие в демонстрациях, а также в конфликте с применением физической силы. Все мы выполнили задание молчать, пока не надоест. Предлагалось оценить свою толерантность по пятибалльной шкале. Хозяйке выпало идти на кухню и ставить в духовку пирог, который - таково правило игры - испечется к финалу. А мне выпало залезть под стол и сидеть там до специального сигнала, при этом обратив внимание на ножки заседающих, чтобы выбрать, кому я хотел бы задать вопрос про самое длинное пешее путешествие в жизни... Говорю именно «ножки», поскольку - ура - я на том «спектакле» был единственным мужчиной в женском цветнике. Мне почему-то захотелось задать вопрос обладательнице прелестных розовых носочков; я вылез из-под стола, озвучил вопрос, и она рассказала, как во время отдыха во Франции они с мужем (ну вот...) случайно пришли из одного города в другой.

Не думайте, что все было совсем простодушно. Действие «прошито» информацией о том, как в течение европейской истории менялась такая форма политики, как стол переговоров (соедините, мол, с нашим застольем). Машинка предложила путем голосования выбрать, что мы все прослушаем: миф о Европе или речь Черчилля. К моей досаде, большинство захотели речь, но, как я узнал от участников других представлений, в противном случае мы услышали бы не что-то остроумное о нынешних европейских стереотипах, а рассказ о той Европе, которую похитил Зевс-бык.

В принципе можно расписать по минутам, что происходило в гостях. Постоянно что-то да происходило. Но вот парадокс: после этого действа не осталось ничего в сухом остатке. С одной стороны, все вроде бы было внутренне связано. Скажем, пирог, который поставила в духовку хозяйка, в финале принесли готовый, и какого размера кусок получила каждая команда (на последнем уровне игры мы разбились на команды), зависело от заработанных баллов. А с другой стороны, все внутренние рифмы и переклички в итоге не работали на смысл.

Почему-то многие, рецензирующие / анонсирующие этот проект, полагают, что если ты не воспримешь «В гостях» как театр, его современную модификацию, то ты ретроград. Идите, мол, на этот спектакль, отбросив предрассудки. Вот уж действительно отбросим: никакого отношения к театру (как вид искусства он требует как минимум трех составляющих: актера, роли и зрителя) этот проект не имеет. Если, конечно, не воспринимать фразу из Шекспира «весь мир - театр» буквально. Но так можно сказать, что все есть ритм или все есть любовь: вроде бы и верно, а пользы нет.

Допустим, это не театр. Но проект отсматривают эксперты премии «Золотая маска» на предмет внесения в номинанты. Как настольная-застольная игра происходившее скучно и бессмысленно. Вот если бы нас провоцировали на что-то, убирали почву из-под ног: скажем, вы такие милые и хорошие, а мы так повернем сценарий, что из вас полезет такое - не обрадуетесь. Считаете, мол, себя толерантными европейцами - почувствуйте свое варварство. Но таких попыток авторы проекта не делали.

Моя соседка тетя Люда, работающая «человеком-бутербродом», и в холод и в зной зазывает прохожих в магазин дубленок, и артистизма в ее действе побольше будет. Почему к ней не посылают театральных экспертов и не продают на нее билеты? К слову, билет на проект, как я, аккредитованный критик, узнал у участницы, пришедшей за деньги, стоит 1500 рублей.

Поскольку «иммерсивный театр», в рамки которого создатели проекта ставят свое творение, апеллирует к субъективному восприятию каждого отдельного зрителя, поставлю субъективную точку. У меня ощущение, что я поучаствовал в социальном опросе в формате «чаепитие с разговорами и печенюшками». Вот такие пироги.

#«иммерсивный театр» #проект #действо

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?