Воспарить над полом
Петербургским журналистам представилась редкая возможность побывать в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. В преддверии выборов ректора Николай Цискаридзе принял в стенах старейшего учебного заведения Петербурга заместителя председателя правительства Ольгу Голодец и заодно отчитался о проделанной работе для читателей и зрителей СМИ. Вообще-то здесь снимать запрещено, но в порядке исключения пришлось разрешить — перед выборами все равно будут просить доказательства добросовестной работы самого медийного и. о. ректора в стране.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА.
Результаты выборов будут известны 29 ноября. Сотрудники старейшего балетного учебного заведения, с которыми довелось общаться, уверены, что конкурентов у Николая Цискаридзе, скорее всего, не будет. В течение года экс-солист Большого театра проявил себя ответственным руководителем, заботливым, но требовательным педагогом, преданным своему делу. Страсти, разгоревшиеся вокруг его кандидатуры, утихли. Оказалось, что сработаться и найти взаимопонимание со звездой несложно, потому что цели и желания у всех общие: чтобы ученикам было хорошо. Вопреки опасениям, знаменитый танцовщик никого не уволил, напротив, стал заключать трудовые договоры на пять лет вместо принятых ранее годовых контрактов.
«У меня не было времени обращать внимание на все, что говорили. Я пришел и стал работать», — говорил Николай Цискаридзе, стоя напротив стенда с подборкой фотографий его первого выпуска — 2014 год как особая страница в личной истории.
А работы в прошлом году было много. Предстояло завершить ремонт, начатый к 275-летию академии, обеспечить детей новой формой для танцев и спортивных занятий (теперь по цвету формы можно отличить, в каком классе ученик), купить ковры, зеркала...
Отчет о проделанной работе Николая Цискаридзе начался в музее. Помимо всего прочего он попросил обратить внимание на гитару, этой осенью появившуюся в музейной витрине. Инструмент, изготовленный в XIX веке, Джордж Баланчин купил в Париже. Через некоторое время он подарил эту семиструнную гитару Михаилу Барышникову, а тот, поскольку не умеет играть на гитаре, передарил своему другу Андрею Кузнецову-Вечеслову, сыну великой балерины Татьяны Вечесловой. В честь юбилея академии тот передал ее в дар «кузнице балетных кадров».
Полный отчет о достижениях за 275 лет деятельности старейшего балетного учебного заведения страны можно увидеть на стенах, пока поднимаешься на второй этаж, — перечислены имена всех великих выпускников.
Прежде всего журналистов завели в репетиционные залы. «Оборудование подарили мои поклонники. Конечно, они помогают не лично мне, но во благо петербургской балетной школы», — признался Цискаридзе и добавил, что за сохранением основ следят наши выдающиеся педагоги, их слово — закон.
Ремонт, право слово, сделан замечательно. И Ольга Голодец согласилась. Обещала как-то уладить вопрос с заменой пола в большом зале на верхнем этаже. «Здесь пол для занятий не годится, но заменить его мы не можем из-за особенностей постройки», — объяснял Николай Цискаридзе. Не дай бог, кто-нибудь споткнется!
Мы, простые смертные, прошли через весь зал по полу, кажется, идеально гладкому и ровному. Но нам специфику не понять, очевидно, для свободного парения нужно другое покрытие.
Осмотрели учебный театр, где главные герои встречи обсудили главную трудность работы с талантливыми детьми — очень жалко исключать тех, кто по тем или иным параметрам не подходит, а такое периодически случается. «Балетный мир жестокий!» — констатировал факт Цискаридзе.
Позже через кабинет религиозной культуры мы попали в храм — воспитанники регулярно посещают службы. Иконы дарили знаменитые выпускники, например, Наталья Дудинская, Олег Виноградов. Здесь вообще очень внимательно следят за духовным развитием учащихся. «Я лично каждую четверть проверяю письменные задания по истории балета, театра и музыки», — сказал Николай Максимович. Мастерство, укрепленное знанием. Талант, одухотворенный верой. Это главные составляющие успеха выпускников Вагановской академии — куда бы их ни забросила судьба.
Нынешней осенью здесь готовятся не только к выборам ректора, но, пожалуй, еще активнее к 110-летию со дня рождения Георгия Баланчивадзе (Джорджа Баланчина). Благотворительным балетным фондом «Открытый мир», созданным балериной Екатериной Щелкановой, были выкуплены права на постановку балета «Вариации на тему «Раймонды» на музыку Александра Глазунова в хореографии Баланчина. Как раз в день выборов ректора своей альма-матер студенты выпускного класса и второкурсники исполнят этот балет в Михайловском театре. В тот же вечер зрители увидят фрагмент «Школа танцев» из балета «Консерватория» датского хореографа Августа Бурнонвиля на музыку Хольгера Паулли. Специально для этой постановки Николай Цискаридзе пригласил в Академию русского балета Дину Бёрн Ларсен, признанного специалиста по наследию Августа Бурнонвиля.
В одном из залов мы понаблюдали за репетицией — танцовщики были так увлечены занятием, что не обратили внимание на прицелы фотокамер.
А уже 24 ноября в рамках международного фестиваля искусств «Дягилев. P. S.» в Вагановской академии откроется выставка фотографа Пола Колника, создавшего фотографическую летопись труппы «Нью-Йорк Сити Балет», которую создал Джордж Баланчин — выпускник Петроградского академического театрального (балетного) училища, которое теперь называется Академией русского балета.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5341) от 17.11.2014.
Комментарии