2Vtzqv4Hz9U

Восходящая звезда балета Мариинского театра француз Эван Капитен рассказал о балетной карьере в России

Высокий брюнет француз Эван КАПИТЕН — восходящая звезда балета Мариинского театра. На отличном русском языке он рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ, как оказался в нашем городе и о том, почему в России шансы своевременно добиться успеха в балетной карьере намного выше.

Восходящая звезда балета Мариинского театра француз Эван Капитен рассказал о балетной карьере в России  | Эван Капитен в сцене из балета «Лебединое озеро» / © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2023 г.

Эван Капитен в сцене из балета «Лебединое озеро» / © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2023 г.

— Вы, француз, являетесь сегодня солистом балетной труппы Мариинского театра. Как это получилось?

— Возник шанс, который я не упустил. До Петербурга я семь лет работал в Большом театре Белоруссии, где был ведущим солис­том. Но наступил момент, когда я почувствовал, что там перестал развиваться. Я всегда любил Мариинский театр. Вы не представляете, как был рад, когда смог приехать сюда на просмотр, а спустя некоторое время узнал, что меня взяли сразу как солиста. Мне очень нравится здесь работать, поэтому живу сегодня в Петербурге. Танцую уже в больших балетах. Я не ожидал, что так быстро войду в новый для себя ритм. Я получил приглашение работать здесь в октябре 2022‑го, в конце декабря того же года приступил к подготовке и уже 11 января прошлого года станцевал свой первый спектакль — «Щелкунчик» Вайнонена. Потом появилось и «Лебединое озеро».

— После Большого театра Белоруссии быстро адаптировались к новым условиям?

— Коллеги в труппе приняли меня очень хорошо. В Мариинском те­атре, конечно, намного больше спектаклей, здесь две сцены, а в Минске — одна. Практически каждое воскресенье тут «двойник» днем и вечером, а там балетные спектакли идут трижды в неделю по средам, пятницам и в воскресенье за редким исключением. В Мариинском — семь спектаклей в неделю, один выходной, который тоже не всегда бывает и может сдвигаться. Работы здесь больше, репетиционный процесс тоже отличается. В Мариинском существуют отдельные репетиции для солистов, для сольных и дуэтных номеров, а в Минске два часа репетиция, куда входит все.

— От большой нагрузки устаете?

— Иногда кажется, что при меньшем количестве спектаклей больше устаешь, чем когда спектаклей больше. Понятно, что балет — сложная профессия, график не всегда стабильный. В один месяц может быть очень много спектаклей, а в следующий — всего два. Вот сейчас у меня много репетиций, а спектаклей меньше, но нет ощущения, что работы меньше — ее как будто столько же. Однако известно же, что артисты жалуются и тогда, когда много спектаклей и когда их мало, то есть никогда не бывают довольны, сколько бы ни было работы.

— Насколько сложнее сделать карьеру солиста балета во Франции?

— Если в России при благополучном стечении обстоятельств можно и в течение первого года работы вырасти до корифея, а иногда и солиста, то в Парижской опере такая система, что не раньше чем через год ты сможешь переходить на следующую ступень иерархии лишь после конкурса. Такой системы нет ни в одном другом театре мира. Иерархия там состоит из пяти ступеней: «кадрили», корифеи, «сюжеты», первые танцовщики и этуали. Год проработал как корифей, затем идешь на конкурс и, если станцуешь хорошо, продвигаешься дальше. Никаких исключений из правил никогда не бывало. Любой премьер в Парижской опере должен пройти все эти экзамены. А количество мест всегда ограничено. Идя на экзамен, все в курсе, что мест для корифеев всего, например, три. И все 30 – 40 человек в «кадрили» знают, что только три продвинутся, причем это и для мужчин и женщин, а не для каждой из групп. Система очень негибкая. В Гранд-опера однажды появился руководитель, предпринявший попытку это реформировать, но у него ничего не получилось, и все осталось по‑старому.

— В этом следовании традиции, вероятно, есть какие‑то плюсы, когда год за годом планомерно оттачивается мастерство?

— Карьера балетного артиста коротка, в 35 – 40 лет уже тяжело танцевать. Мне кажется, что у каждого артиста свой алгоритм развития и навязывать один ритм для всех не очень хорошо.

— И за всю историю парижского балета ни для кого не делали исключений?

— Ни для кого. Во всяком случае все звезды, которые сейчас танцуют, которых я знаю, — Гюго Маршан, Жермен Люве и другие, прошли через эту иерархию. Люве приезжал в Мариинский танцевать «Лебединое», и Матье Ганьо был в Петербурге, он тоже именно так поднялся до верхушки. О случае Нуреева я не очень хорошо знаю, но уверен, что его тогда приняли на особых условиях, это совсем другая история.

— Вы не раз говорили, что стремитесь к многостороннему развитию. Насколько это возможно в современном классическом балете?

— Мне кажется, нужно танцевать много разных спектаклей в разных стилях, в разных постановках, не только классику, но и современную хореографию, разных хореографов. Когда это происходит, скучать невозможно, это не может надоесть, когда все время танцуешь разные роли, рассказываешь разные истории. Конечно же, и один спектакль можно каждый раз танцевать по‑разному, однако одна и та же музыка неизбежно притупляет, поэтому лучше танцевать разные вещи.

— Вы смотрели фильм «Черный лебедь»?

— Нет, но от многих о нем слышал. Знаю, что в фильмах о балете любят показывать всякие жуткие страсти, что артистам грозит сумасшествие, как они все себе ломают. Это далеко от правды. Большинство артистов вполне спокойные. Понятное дело, что это искусство, но это не означает, что тут же надо сходить с ума. Надо работать, требуется дисциплина, трезвый ум, умение все взвешивать. Сумасшествие не нужно. В детстве я много раз смотрел фильм, где отец маленького героя хотел, чтобы сын занимался боксом, а сын мечтал о балете, когда случайно оказался на уроке в балетном классе.

— Но это не ваш случай? Вы не прятались от отца?

— Нет-нет. Мама меня как однажды отправила туда, так все и завертелось в нужном направлении. Мой отец обо всем знал, никто не возражал, не препятствовал.

— Как вам в Петербурге? Похож он на Париж?

— Мне все говорили, что Петербург очень европейский город. Его и строили в европейском стиле, начиная с Петра. Крыши европейские, фасады красивые. Мне очень нравится город, но не хватает парков в центре. Хотя в Петербурге для этого есть прекрасные пригороды, мне очень понравилось в Пушкине и Павловске. А еще в Петербурге очень много хороших ресторанов, говорю об этом как француз.

— Ваша мечта?

— Стать премьером Мариинского театра. Для этого нужна не только техника — надо быть артистом, настоящим артистом.


#театр #балет #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7705) от 16.07.2024 под заголовком «Эван Капитен: «Надо быть настоящим артистом»».


Комментарии