Ворота не будут плакать

Музей городской скульптуры завершил реставрацию Египетских ворот на въезде в Царское Село.

Ворота не будут плакать | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Жаль, что рассмотреть вблизи это незаурядное произведение монументального искусства первой трети ХIХ века почти невозможно. Автобусы и автомобили проезжают мимо Египетских ворот на скорости, не позволяющей пассажирам оценить их необычный декор.

А вот раньше проезд был под аркой Египетских ворот. На старых фотографиях это видно. Так пожелал заказчик сооружения император Николай I. Историческую планировку площади изменили в конце 1970-х, чтобы справиться с возросшим потоком транспорта. Произошло это после крупного ДТП, когда грузовик врезался в одну из башен, памятник получил серьезные повреждения. Теперь транспорт огибает Египетские ворота с двух сторон.

В истории появления памятника сошлись вкусы заказчика, стилевые особенности искусства того времени и высокий уровень производительных сил, о чем свидетельствует качество чугунного литья, выполненного на Александровском чугунолитейном заводе. Ворота выполняли не только декоративную функцию парадного въезда в Царское Село, но и служили по прямому назначению в качестве заставы. В караулках располагался гарнизон, специальные люди проверяли подорожные. Трехэтажные караульные помещения обогревались изразцовыми печами, стены в них обиты войлоком, оштукатурены. Даже окна и двери в зависимости от сезона менялись на дубовые зимние или остекленные летние.

Египетские ворота проектировал Адам Менелас, который много строил в Царском Селе. Венценосный заказчик пожелал, чтобы на «чугунной одежде» сооружения были изображения иероглифов. Менелас пригласил в помощники художника Ивана Иванова. Тот сделал рисунки рельефов, использовав в качестве образца альбом, изданный в Париже по материалам похода Наполеона в Египет. Они посвящены мифу о главном для египтян божестве – Осирисе.

На Египетских воротах появились отлитые в чугуне изображения Осириса в короне из листьев папируса, богини Исиды с младенцем Гором, молодых людей с лотосом в руках, змей – защитниц фараонов... В их создании принимали участие художник Василий Додонов и скульптор Демут-Малиновский.

Египетские ворота – сооружение сложное. Внешне это две караульные башни, сложенные из кирпича, облицованные чугунными плитами с закрепленными на них рельефами. Между ними решетка и фонарь готического вида. Поверхность башен делится на семь горизонтальных, сужающихся к верху поясов. На них в «раме» из украшенной орнаментом чугунной трубы рельефы, которые дают представление о жизни древних египтян.

Как рассказывает заместитель директора Музея городской скульптуры Надежда Ефремова, реставрация выявила конструктивные особенности памятника, стареющего в неблагоприятных климатических и экологических условиях. В процессе работ пришлось применять нестандартные технологические приемы.

Чугун – материал хрупкий, он разрушается от удара и подвержен коррозии. В кирпичную кладку башен-караулок «заложены» железные полосы, к которым крепится облицовка из чугунных плит. Фон и рельефные изображения в свою очередь соединяет стальной крепеж. Разница металлов ведет к коррозии. Негативно на памятник влияет и влага, проникающая через крышу и поднимающаяся из почвы.

В дождливую погоду ворота «плакали» ржавыми потеками. Причина выяснилась, когда поверхность памятника с помощью струйно-вихревой очистки освободили от слоев краски. Обнаружились проржавевший крепеж, трещины и изъяны на поверхности металла. Многие элементы облицовки отошли от основы, в образовавшиеся зазоры попадала вода.

– В идеале надо было снять «чугунную одежду» ворот и отреставрировать в мастерской, – говорит Ефремова, – но мешают технологические особенности памятника. Там все давно и надежно скреплено множеством деталей, при демонтаже конструкция грозит развалиться как карточный домик. Нет уверенности, что кладка позволит заново вписать «старую одежду» в тот же объем.

Специалисты решили не рисковать и выборочно восполнить утраты. Выявленные трещины фиксировали, измеряли глубину, ликвидировали холодной сваркой, швы выравнивали специальной ковкой. Работа рукодельная, нельзя ничего пропустить. В местах, где рельеф отошел от основы, применялись инъекции мастикой. Проржавевший крепеж укреплялся резьбой из оцинкованной стали. Для восстановления крупных утрат снимались формы и заново отливались детали. Историческое место занял фонарь в готическом стиле. Он был воссоздан несколько лет назад, но провисел недолго. В канун новогодних праздников во время украшения площади светильник получил повреждения, с тех пор хранился в одной из караулок.

Сегодня Египетские ворота выглядят безупречно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (5565) от 14.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?