Волшебство безысходности

В Музее нонконформистского искусства арт-центра «Пушкинская, 10» открылась выставка Марка Петрова (1933 – 2004) из собрания наследников автора. Впервые показаны картины и рисунки художника «арефьевского круга», который малоизвестен даже среди поклонников ленинградского андеграунда.

Волшебство безысходности |

Название проекта «Волшебство безысходности» кураторы – историк искусства Екатерина Андреева из Русского музея и внук художника Платон взяли из неопубликованного романа. Петров пишет, что не вынес волшебства безысходности. Иными словами, его творчество было порождено трудной личной судьбой, без нее он не стал бы художником.

По словам Андреевой, история Петрова – особая страница ленинградского мифа. Она о личном выборе маленького человека, который в обществе немногих друзей и в одиночку эстетически противостоит насилию как принципу социальной жизни.

Петров родился в 1933 году, пережил блокаду, потерял ногу, позже вспоминал о том времени: «белые кресты окон, льющийся с неба огонь и в сугробе голый труп апельсинового цвета без ягодиц».

В послевоенные годы мальчик, оставленный на попечение бабушки, научился вышивать скатерти, этим она зарабатывала на жизнь.

Петров поступает в СХШ при Академии художеств, где знакомится с Арефьевым. В 1949-м оканчивает школу, к этому времени относится картина «Ржевка». Сельский пейзаж изображен, как у поздних русских авангардистов, с высоты птичьего полета, что придает скромным домикам и реке символические смыслы борьбы сиюминутности и вечности.

Несмотря на ограниченные физические возможности, Петров одевается и ведет себя как денди, насколько это возможно в те годы. В 1955-м он женится на Иоанне Куней, юной художнице с польско-литовскими корнями. Петров многие годы рисовал портреты жены, от молодой красавицы до мудрой усталой женщины.

В 1962 году художник устраивается на комбинат живописно-оформительских работ, где знакомится с лучшим абстракционистом ленинградского андеграунда Евгением Михновым-Войтенко. От того времени остались превосходные абстрактные композиции, выполненные графитным карандашом (на снимке).

Официально Петров работает как промграфик: создает фирменный стиль «Аэрофлота», спичечные этикетки. Плакат к 100-летию Ленинградского зоопарка расходится огромным тиражом, в юбилейные дни им были завешены все рекламные щиты.

А для себя художник пишет картину «Зоопарк», где по-филоновски сочетаются воспоминания о людях и зверях, погибших в блокаду.

Случайное знакомство с индийскими стажерами на «Электросиле», где Петров рисовал этикетки, породило интерес к буддизму и индуизму. Художник бросает все, в том числе свои архивы, уезжает в Улан-Удэ. Но вскоре возвращается, советская глубинка с ее тотальным пьянством и бытовой неустроенностью оказывается очень далекой от буддийского просветления. Ленинград встречает его уголовным делом за религиозную пропаганду, Петров – только свидетель, но запрет на профессию ему обеспечен.

Дальше – трудная жизнь на случайные заработки вроде работы сторожа на лодочной станции на Пряжке, уже в середине 1980-х сложный квартирный обмен, в результате которого художник оказывается в Выборге. Петров одиноко провел там последние 20 лет жизни, так и не вписавшись в постсоветские реалии, которые сделали арефьевцев международно известными.

Петров оказался «за скобками», выставка на Пушкинской, 10, – восстановление справедливости. Его лучшая работа – «Торс в черном, или Ночное купание». Плоскость небольшого полотна разделена по горизонтали на белое и черное. Фишка в линии границы напоминает пышные женские формы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (5383) от 23.01.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?