Волшебные старые сказки. Исполняется 120 лет со дня рождения Надежды Кошеверовой

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения кинорежиссера Надежды Кошеверовой. Вместе с Александром Роу и Александром Птушко она создала в советском кинематографе жанр сказки.

Волшебные старые сказки. Исполняется 120 лет со дня рождения Надежды Кошеверовой | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Образование Надежда получила актерское — школа при петроградском театре «Вольная комедия», в 1920-е годы — ­киномастерская Фабрики эксцентрического актера. Но в 1929‑м пришла на «Ленфильм», где работала ассистентом у Григория Козинцева. Тогда и решила, что хочет быть режиссером. Профессия в те годы считалась сугубо мужской, но Кошеверова смогла переломить предрассудки. Была человеком добрым, но сильным, своевольным. Голос был низкий, как вспоминает Евгений Шварц в своих дневниках, — бас. Он же не раз называет ее на страницах дневника «славным парнем», «отличным товарищем».

Познакомил их Николай Акимов, блестящий художник и режиссер, к тому времени — уже бывший муж Надежды Кошеверовой. Благодаря этому знакомству в 1947 году появилась «Золушка», которая до сих пор остается лучшей экранизацией сказки Шарля Перро. Сценарий написал Шварц, он внес много своего фирменного юмора, цитаты из фильма вошли в обиходный язык и до сих пор живы («Эх, королевство маловато, разгуляться негде!», «Я не волшебник, я только учусь», «Никакие связи не сделают ножку маленькой, а душу большой»).

Акимов участвовал в создании сценографии и костюмов. Главную роль сыграла хрупкая блондинка Янина Жеймо. А в роли мачехи снялась великолепная Фаина Раневская. Получилось волшебно. Эта сказка, полная красоты и юмора, стала лекарством для людей, только что переживших войну.

На «Ленфильме» сохранился ­кое‑какой реквизит из фильма. Многие вещи можно увидеть сейчас в музее киностудии: обитый алым бархатом трон, золотая корона, огромная тыква, серая крыса и упрятанная в стеклянный футляр хрустальная туфелька. Она совсем крошечная: у Янины Жеймо был нереальный 31‑й размер! Сегодня принц так и остался бы холостяком: где бы он нашел девушку с такой маленькой ножкой и большой душой? В туфельках нельзя было ни ходить, ни танцевать, актриса могла только позировать в них в кадре. На самом деле туфельки изготовили из оргстекла, но материал был «огранен» так искусно, что его не отличить от сияющего хрусталя.

Надежда Кошеверова снимала мелодрамы и комедии, в том числе очень удачные, как, например, «Укротительница тигров» с Людмилой Касаткиной. Но все же вошла в историю кино как сказочница. Помним ее картины: «Старая, старая сказка», «Тень», «Царевич Проша», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Соловей», «Ослиная шкура», «И вот пришел Бумбо…». А кто не помнит, потому что молод и вырос на совсем других сказках, посмотрите. Не пожалеете.


#кинорежиссер #кинематограф #сказка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7261) от 23.09.2022 под заголовком «Волшебные старые сказки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?