Волшебник из Венеции
6 декабря Эрмитаж представит выставку «Волшебник из Венеции», посвященную испанскому художнику, дизайнеру и коллекционеру Мариано Фортуни. Увидеть ее можно будет в Главном штабе. Это совместный проект Эрмитажа и музеев Венеции - города, в котором Мариано Фортуни прожил много лет.

Имя этого художника вошло во все энциклопедии моды. Известен он прежде всего как создатель «дельфийского платья», которое было причислено к знаковым моделям минувшего века наряду со скроенным по косой платьем Мадлен Вионне и маленьким черным платьем Шанель.
«Дельфийское» платье отсылает к античности - греческим хитонам. Оно очень простое - с рукавами кимоно, без вытачек, а сделано из тонкого шелка с мелкой плиссировкой. Платье словно обтекает фигуру, «ничего не показывая и ничего не скрывая». Внизу, на подоле, нашивались бусинки из венецианского стекляруса. Это платье и «кносскую шаль» художник сначала создал для сцены. Но вскоре оно сошло с театральной сцены в реальный мир. Первой отважилась его надеть жена Фортуни Генриетта. Это было революционно, ведь большинство женщин в начале XX века еще носили корсеты. Затем «дельфосы» вошли в гардероб знаменитых актрис и красавиц той поры - маркизы Казати, Сары Бернар, Айседоры Дункан.
В то время уже появились анилиновые красители, которые стали активно использоваться в текстильной промышленности, так как были прочнее и стоили дешевле. Но Фортуни окрашивал свои шелка только натуральными красками, вручную, подбирая для каждой клиентки особый оттенок. В выборе цветов он обращался к итальянской живописи эпохи Возрождения. Многие оттенки получали «имена», были там и «Зеленый Нил», и «Голубой Дунай», и «Майская роза».
На выставке будут показаны не только платья Мариано Фортуни, но и его театральные работы, а также ткани - шелк и бархат из собрания городских музеев Венеции. В качестве исторических параллелей наследию Мариано Фортуни будут представлены экспонаты из собрания Эрмитажа - итальянские средневековые и ренессансные ткани, коптские ткани, античная скульптура и восточная керамика. Кроме того, покажут современную продукцию фабрики Фортуни, которая до сих пор существует в Венеции и выпускает ткани, в том числе и по его проектам.
На шедевры Мариано Фортуни ориентировались многие. В коллекциях современных модных домов постоянно встречаются платья, созданные по мотивам моделей Фортуни. Однако до сих пор никто так и не смог скопировать его плиссировку. «Дельфийский сфинкс» не выдает свою тайну.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5837) от 24.11.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии