Володин по-русски и по-китайски

Володин в сегодняшнем театре - это всегда разговор о времени, попытка поверить Александром Моисеевичем эпоху, в которой живем. Но и разговор о пространстве тоже. Казалось бы, у петербуржцев есть все права «приватизировать» великого драматурга: «ленинградский характер», особенная аура города на Неве - то, что во многом составляет существо володинской драмы. Такой мягкий «эфирный» Володин на поверку оказывается крайне негибким: действие его пьес не забросишь в любую эпоху и любые реалии. Но действительность прихотлива, и при весьма скромном присутствии пьес этого автора в нынешнем петербургском репертуаре Володин появляется в разных частях нашей родины и даже за ее пределами. Благодаря фестивалю «Пять вечеров», прошедшему в 14-й раз, мы можем в этом убедиться.

Володин по-русски и по-китайски | Китайские артисты играли «Пять вечеров» с душой. И завоевали симпатии наших зрителей. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Китайские артисты играли «Пять вечеров» с душой. И завоевали симпатии наших зрителей. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

В этом году география фестиваля удивила: помимо Москвы - Нижневартовск, Новосибирск, Воронеж и, ура-ура, Китай и Абхазия. Впервые на «Пяти вечерах» был представлен столь «удаленный» Володин. Фестивальная афиша словно призывала: взгляните-ка на «ленинградские истории» в совсем иных широтах. Володин - он «наш, только наш» или же универсальный автор?

Фестиваль открыл Воронежский камерный театр, приехавший с «Осенним марафоном» Марфы Горвиц. Спектакль поставлен не по пьесе Володина как таковой, а по сценарию фильма Георгия Данелии, в котором главную роль сыграл Олег Басилашвили. В каком-то смысле актер Камиль Тукаев, сыгравший главную роль в воронежском спектакле, подошел к «Осеннему марафону» тропой Олега Басилашвили, в чьей биографии «володинское» произрастает от «чеховского» (Андрей Прозоров в спектакле Товстоногова) и, беря глубже, от Обломова, сыгранного на телевидении. Снявшись у Данелии, Басилашвили вовсе не «закрыл тему»: перечитывая сценарий, убеждаешься, как по-разному может быть решен герой. В пьесе Володина Бузыкин и симпатичнее, и словно «объемнее» Бузыкина Басилашвили, что усугубляется прекрасными женскими «партиями»: жена и любовница сыграны Гундаревой и Нееловой так правдиво и пронзительно, что ты встаешь на их сторону. В воронежском спектакле наоборот: центральный герой окружен карикатурными персонажами. Неспроста за некоторыми актерами закреплено несколько персонажей: индивидуальность размыта, и Екатерина Савченко может играть как Варвару (здесь она лишена наглой слоновьей поступи, как у героини Волчек в фильме), так и дочь Бузыкина. Но вот эффект: герой Тукаева кажется живым и неоднозначным за счет снижения остальных, которые меняют личины и демонстрируют ужимки и прыжки. А что он сам собой представляет - вопрос.

Володин принципиально лишил своих героев прошлого. При каких обстоятельствах Бузыкин «пошел налево», когда в нем что-то надломилось - ничего такого читатель не узнает. Марфа Горвиц нарушает принцип. Спектакль начинается с пролога, «когда Андрюше было 6 лет»: «дети» под надзором воспиталки репетируют танец к Новому году, а вот Андрюша танцует как-то не так, нервничает и убегает. За ним устремляется Нина (Наталья Шевченко), будущая жена: уже тогда она к нему неровно дышала, говорит режиссер. Тут же мы переносимся на десятилетия вперед: квартирник, гостям представляют переводчика Бузыкина, и Алла (Юлия Ростопчина) в него буквально впивается.

Но эти вставки ничего не объясняют ни про суть отношений, ни про характер героя, это раскраска пьесы в картиночно-игровом ключе, в чем режиссеру помогает сценограф Дмитрий Разумов, который и здесь эстетизирует советский быт, как он это сделал в питерском спектакле Горвиц «С вечера до полудня» («Приют комедианта»). Но спектакль по пьесе Розова дышащий и смешной, а вот с Володиным будто что-то не срослось. Режиссер ставит именно «горестную жизнь плута» (первоначальное название сценария), высекая фарсово-водевильное начало «Осеннего марафона» (герой, запутавшийся меж женой и любовницей, - как комедийный сюжет). Но этот спектакль не смешит и не дышит, он весь застроен по форме.

Контрастируют с этим спектаклем эклектичные и сумбурные китайские «Пять вечеров» в постановке петербуржца Леонида Алимова, внесшего не первый свой вклад в дружбу России с Поднебесной. «Пять вечеров» из бывшей столицы Китая, привезенные в бывшую столицу России, к самым истокам великой пьесы, - красивый жест. В начале действия возникло странное «смешенье языков»: «закадровый» голос сообщил, что сейчас прозвучит песня из легендарного спектакля БДТ 1959 года, и только мы настроились услышать голос Зинаиды Шарко, как женщина запела «Миленький ты мой» на китайском. Да прелесть что такое!

Ильин - Чжан Шупин - выглядит почти ровесником Славы, племянника Тамары, которого играет Цзинь Синь, а Тимофеев - Юй Дунцзян, однокашник Ильина, кажется его папой. Ладно бы режиссер решил пьесу в ключе традиционного восточного театра, где возрастное соответствие неважно, - вопросов бы не было; к слову, Тамара, в первый вечер встретившая Ильина с бигуди и белой косметической маской, выглядела как персонаж китайской оперы (жаль, опять же брошено на ходу). Но ведь спектакль сыгран в традиции «жизнеподобного театра», МХАТа времен советского застоя: отношения героев не разобраны с нужной тонкостью, актеры играют жирно, без подтекста, наяривают, как говорится.

Но что удивительно: эти «Пять вечеров» было нескучно смотреть, пьеса возникла в неожиданном «остранении», и в отличие от дистиллированного спектакля из Воронежа был там некий романтический наив. Играли с душой. И пьеса срезонировала с действительностью китайцев, не понаслышке знающих о коммунальном житье-бытье, дисциплине труда.

...В репертуаре петербургских театров, увы, совсем немного володинских названий. На афишах все чаще Брехт да Шекспир: видимо, не время полутонов. И хотя «удаленный» Володин тоже удачей не оказался, сам интерес к нему, простите за тавтологию, заслуживает интереса. И спасибо фестивалю, который отслеживает и позволяет это увидеть.

#Володин #фестиваль #«Пять вечеров»

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.