Во весь голос
Каждое первое воскресенье месяца в нашем городе проходят Маяковские чтения. Любители поэзии собираются у бюста футуриста-бунтаря. Он находится на пересечении улиц, названных в честь Некрасова и, собственно, Маяковского - поэтов, верных гражданской лирике.

Иллюстрация cosma/shutterstock.com
Чтения всегда начинаются с почти ритуального действа: необходимо выстроить полукруг, который послужит символической сценой. В центр по очереди выходят желающие и читают стихи. Чтения проходят независимо от погодных условий и прочих обстоятельств. Так, например, исключением не стало даже первое января, выпавшее как раз на воскресенье, так что праздник участники мероприятия отмечали в прямом смысле культурно.
...А начиналось все полвека назад, в 1958 году, когда в Москве установили памятник Маяковскому. Возле него собирались поэты так называемой второй культуры - те, кто и не надеялся на то, чтобы увидеть свое имя в официальной печати, - и читали стихи. Чтения из разовых встреч быстро превратились в систематические, зачастую участников задерживала милиция, за чем следовали проблемы с учебой и работой. В середине 1960-х поэтические мероприятия полностью прекратились.
Возродило Маяковские чтения сообщество «Культурный фронт» в 2009 году. Вслед за Москвой идею подхватили и другие города, среди которых Ставрополь, Красноярск и даже Пекин! Петербург присоединился к ним 5 августа 2012 года благодаря группе молодых авторов «Подельники» и поэту Юлии Вильянен. Конечно, стихи гранитному Маяковскому читались и раньше - например, участниками движения «Послушайте» в конце девяностых, однако не на постоянной основе. «Регулярные» же петербургские чтения отметят в этом году свой первый юбилей.
- Главное правило Маяковских чтений - это отсутствие всяких правил, - утверждает Джамиль Нилов, нынешний куратор мероприятия. Стихи Нилова продолжают традицию Маяковского: это поэзия не просьбы, а требования, чтобы услышали. Декларативная, громкая, кричащая, саркастическая - такая поэзия бьет рубленой строкой по «чистому искусству», провозглашая стих на злобу дня.
Хотя предпочтение отдается остросоциальной поэзии, читать можно о чем угодно, представляя как свое, так и чужое творчество. Стихотворения Лермонтова, Есенина, Маяковского и авторов молодых, пока еще не столь известных, сплетаются в единый текст, произносимый на фоне привычной музыки города: ремонтных работ, случайных разговоров, гула машин...
Лейтмотивом февральских чтений стало освобождение города от фашистской блокады. В центре полукруга читали стихи Николая Савкова, Роберта Рождественского, Геннадия Григорьева.
Обычно чтения длятся полтора часа. За это время к полукругу около памятника присоединяются и прохожие - останавливаются, заинтересованно наблюдают. Некоторые, поборов смущение, тоже выходят на «сцену». А Маяковский задумчиво глядит вдаль со своего каменного постамента - молчит, но, кажется, одобряет.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5888) от 13.02.2017.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии