Во весь голос

Каждое первое воскресенье месяца в нашем городе проходят Маяковские чтения. Любители поэзии собираются у бюста футуриста-бунтаря. Он находится на пересечении улиц, названных в честь Некрасова и, собственно, Маяковского - поэтов, верных гражданской лирике.

Во весь голос | Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Чтения всегда начинаются с почти ритуального действа: необходимо выстроить полукруг, который послужит символической сценой. В центр по очереди выходят желающие и читают стихи. Чтения проходят независимо от погодных условий и прочих обстоятельств. Так, например, исключением не стало даже первое января, выпавшее как раз на воскресенье, так что праздник участники мероприятия отмечали в прямом смысле культурно.

...А начиналось все полвека назад, в 1958 году, когда в Москве установили памятник Маяковскому. Возле него собирались поэты так называемой второй культуры - те, кто и не надеялся на то, чтобы увидеть свое имя в официальной печати, - и читали стихи. Чтения из разовых встреч быстро превратились в систематические, зачастую участников задерживала милиция, за чем следовали проблемы с учебой и работой. В середине 1960-х поэтические мероприятия полностью прекратились.

Возродило Маяковские чтения сообщество «Культурный фронт» в 2009 году. Вслед за Москвой идею подхватили и другие города, среди которых Ставрополь, Красноярск и даже Пекин! Петербург присоединился к ним 5 августа 2012 года благодаря группе молодых авторов «Подельники» и поэту Юлии Вильянен. Конечно, стихи гранитному Маяковскому читались и раньше - например, участниками движения «Послушайте» в конце девяностых, однако не на постоянной основе. «Регулярные» же петербургские чтения отметят в этом году свой первый юбилей.

- Главное правило Маяковских чтений - это отсутствие всяких правил, - утверждает Джамиль Нилов, нынешний куратор мероприятия. Стихи Нилова продолжают традицию Маяковского: это поэзия не просьбы, а требования, чтобы услышали. Декларативная, громкая, кричащая, саркастическая - такая поэзия бьет рубленой строкой по «чистому искусству», провозглашая стих на злобу дня.

Хотя предпочтение отдается остросоциальной поэзии, читать можно о чем угодно, представляя как свое, так и чужое творчество. Стихотворения Лермонтова, Есенина, Маяковского и авторов молодых, пока еще не столь известных, сплетаются в единый текст, произносимый на фоне привычной музыки города: ремонтных работ, случайных разговоров, гула машин...

Лейтмотивом февральских чтений стало освобождение города от фашистской блокады. В центре полукруга читали стихи Николая Савкова, Роберта Рождественского, Геннадия Григорьева.

Обычно чтения длятся полтора часа. За это время к полукругу около памятника присоединяются и прохожие - останавливаются, заинтересованно наблюдают. Некоторые, поборов смущение, тоже выходят на «сцену». А Маяковский задумчиво глядит вдаль со своего каменного постамента - молчит, но, кажется, одобряет.




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5888) от 13.02.2017.


Комментарии