Во дворце Белосельских-Белозерских показали «Шедевры трех столетий»

В Зеркальном зале дворца прошел концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из абонементной серии «Шедевры трех столетий».

Во дворце Белосельских-Белозерских показали «Шедевры трех столетий» | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

За дирижерским пультом стоял регулярно сотрудничающий с коллективом Анатолий Рыбалко, а в программе рядом с музыкой Равеля, Пуленка и Дворжака впервые прозвучало сочинение Turno a turno нашего современника петербургского композитора Александра Кнайфеля, которое стало настоящим сюрпризом для публики.

Созданное 54 года назад двадцатилетним композитором Turno a turno внешне является инструментовкой фортепианной прелюдии Дебюсси «Шаги на снегу».

Однако, как это часто бывает в истории музыки, новое тембровое решение становится настолько оригинальным, что в результате возникает нечто иное. Не меняя ни одной ноты в первоисточнике, Александр Кнайфель спустя более чем 50 лет после того, как Дебюсси написал свою прелюдию, создал, по сути, новое сочинение, которое еще 54 года дожидалось своего исполнения.

Прочувствованная Дебюсси ритмическая фигура, напоминающая и вздох, и неровный «прихрамывающий» шаг, проводится в оркестре в необычных тембровых сочетаниях. Большая партитура, по замыслу автора, должна включать в себя контрабасовый кларнет, экзотические ударные инструменты и, ближе к завершению, звукоподражание шагов по свежевыпавшему хрустящему снегу.

Часть инструментов композитор специально для премьеры принес из своей домашней коллекции (маленькую блокфлейту-пикколо гаркляйн размером примерно с указательный палец, индийские «воздушные бубенчики»), а часть тембров была воссоздана при помощи специальных семплов.

Название Turno a turno переводится «одно за другим» и имеет сразу несколько значений: это и последовательность включения инструментов, изображающих «шаги», - сначала флейты, потом скрипки, затем медно-духовые; последовательность вдоха и выдоха, символизирующая движение жизни с ее сменяемостью различных событий и явлений, которые в конечном итоге должны привести к открытию иной реальности...

При медленном темпе и внешней медитативности сочинение захватывает своей внутренней интенсивностью. Каждая долгая нота становится подобна молекуле, состоящей из множества атомов, которые находятся в непрерывном движении. Отсюда возникает эффект «остановки времени», знакомый всем, кто так или иначе соприкасался с музыкой Кнайфеля.

Острый слух и определенная независимость от магистральных путей развития культуры XX века позволили юному тогда композитору создать совершенно оригинальную вещь. Звучит она сегодня абсолютно современно.

Дирижер Анатолий Рыбалко решал непростую задачу, внимательно и сосредоточенно проведя репетиции, верно уловив нужное настроение. В конечном итоге на концерте прозвучала «музыка иного измерения», услышанная сначала Клодом Дебюсси, а затем и Александром Кнайфелем.

Материал был опубликован в газете под № 079 (6188) от 07.05.2018 под заголовком «По снегу вслед за Дебюсси».

#музыка #концерт #классическая музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (6188) от 07.05.2018.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.