Во дворце Белосельских-Белозерских показали «Шедевры трех столетий»

В Зеркальном зале дворца прошел концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из абонементной серии «Шедевры трех столетий».

Во дворце Белосельских-Белозерских показали «Шедевры трех столетий» | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

За дирижерским пультом стоял регулярно сотрудничающий с коллективом Анатолий Рыбалко, а в программе рядом с музыкой Равеля, Пуленка и Дворжака впервые прозвучало сочинение Turno a turno нашего современника петербургского композитора Александра Кнайфеля, которое стало настоящим сюрпризом для публики.

Созданное 54 года назад двадцатилетним композитором Turno a turno внешне является инструментовкой фортепианной прелюдии Дебюсси «Шаги на снегу».

Однако, как это часто бывает в истории музыки, новое тембровое решение становится настолько оригинальным, что в результате возникает нечто иное. Не меняя ни одной ноты в первоисточнике, Александр Кнайфель спустя более чем 50 лет после того, как Дебюсси написал свою прелюдию, создал, по сути, новое сочинение, которое еще 54 года дожидалось своего исполнения.

Прочувствованная Дебюсси ритмическая фигура, напоминающая и вздох, и неровный «прихрамывающий» шаг, проводится в оркестре в необычных тембровых сочетаниях. Большая партитура, по замыслу автора, должна включать в себя контрабасовый кларнет, экзотические ударные инструменты и, ближе к завершению, звукоподражание шагов по свежевыпавшему хрустящему снегу.

Часть инструментов композитор специально для премьеры принес из своей домашней коллекции (маленькую блокфлейту-пикколо гаркляйн размером примерно с указательный палец, индийские «воздушные бубенчики»), а часть тембров была воссоздана при помощи специальных семплов.

Название Turno a turno переводится «одно за другим» и имеет сразу несколько значений: это и последовательность включения инструментов, изображающих «шаги», - сначала флейты, потом скрипки, затем медно-духовые; последовательность вдоха и выдоха, символизирующая движение жизни с ее сменяемостью различных событий и явлений, которые в конечном итоге должны привести к открытию иной реальности...

При медленном темпе и внешней медитативности сочинение захватывает своей внутренней интенсивностью. Каждая долгая нота становится подобна молекуле, состоящей из множества атомов, которые находятся в непрерывном движении. Отсюда возникает эффект «остановки времени», знакомый всем, кто так или иначе соприкасался с музыкой Кнайфеля.

Острый слух и определенная независимость от магистральных путей развития культуры XX века позволили юному тогда композитору создать совершенно оригинальную вещь. Звучит она сегодня абсолютно современно.

Дирижер Анатолий Рыбалко решал непростую задачу, внимательно и сосредоточенно проведя репетиции, верно уловив нужное настроение. В конечном итоге на концерте прозвучала «музыка иного измерения», услышанная сначала Клодом Дебюсси, а затем и Александром Кнайфелем.

Материал был опубликован в газете под № 079 (6188) от 07.05.2018 под заголовком «По снегу вслед за Дебюсси».

#музыка #концерт #классическая музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (6188) от 07.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...