Во дворце Белосельских-Белозерских показали «Шедевры трех столетий»

В Зеркальном зале дворца прошел концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из абонементной серии «Шедевры трех столетий».

Во дворце Белосельских-Белозерских показали «Шедевры трех столетий» | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

За дирижерским пультом стоял регулярно сотрудничающий с коллективом Анатолий Рыбалко, а в программе рядом с музыкой Равеля, Пуленка и Дворжака впервые прозвучало сочинение Turno a turno нашего современника петербургского композитора Александра Кнайфеля, которое стало настоящим сюрпризом для публики.

Созданное 54 года назад двадцатилетним композитором Turno a turno внешне является инструментовкой фортепианной прелюдии Дебюсси «Шаги на снегу».

Однако, как это часто бывает в истории музыки, новое тембровое решение становится настолько оригинальным, что в результате возникает нечто иное. Не меняя ни одной ноты в первоисточнике, Александр Кнайфель спустя более чем 50 лет после того, как Дебюсси написал свою прелюдию, создал, по сути, новое сочинение, которое еще 54 года дожидалось своего исполнения.

Прочувствованная Дебюсси ритмическая фигура, напоминающая и вздох, и неровный «прихрамывающий» шаг, проводится в оркестре в необычных тембровых сочетаниях. Большая партитура, по замыслу автора, должна включать в себя контрабасовый кларнет, экзотические ударные инструменты и, ближе к завершению, звукоподражание шагов по свежевыпавшему хрустящему снегу.

Часть инструментов композитор специально для премьеры принес из своей домашней коллекции (маленькую блокфлейту-пикколо гаркляйн размером примерно с указательный палец, индийские «воздушные бубенчики»), а часть тембров была воссоздана при помощи специальных семплов.

Название Turno a turno переводится «одно за другим» и имеет сразу несколько значений: это и последовательность включения инструментов, изображающих «шаги», - сначала флейты, потом скрипки, затем медно-духовые; последовательность вдоха и выдоха, символизирующая движение жизни с ее сменяемостью различных событий и явлений, которые в конечном итоге должны привести к открытию иной реальности...

При медленном темпе и внешней медитативности сочинение захватывает своей внутренней интенсивностью. Каждая долгая нота становится подобна молекуле, состоящей из множества атомов, которые находятся в непрерывном движении. Отсюда возникает эффект «остановки времени», знакомый всем, кто так или иначе соприкасался с музыкой Кнайфеля.

Острый слух и определенная независимость от магистральных путей развития культуры XX века позволили юному тогда композитору создать совершенно оригинальную вещь. Звучит она сегодня абсолютно современно.

Дирижер Анатолий Рыбалко решал непростую задачу, внимательно и сосредоточенно проведя репетиции, верно уловив нужное настроение. В конечном итоге на концерте прозвучала «музыка иного измерения», услышанная сначала Клодом Дебюсси, а затем и Александром Кнайфелем.

Материал был опубликован в газете под № 079 (6188) от 07.05.2018 под заголовком «По снегу вслед за Дебюсси».

#музыка #концерт #классическая музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (6188) от 07.05.2018.


Комментарии