Во дворце Белосельских-Белозерских показали «Шедевры трех столетий»

В Зеркальном зале дворца прошел концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из абонементной серии «Шедевры трех столетий».

Во дворце Белосельских-Белозерских показали «Шедевры трех столетий» | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

За дирижерским пультом стоял регулярно сотрудничающий с коллективом Анатолий Рыбалко, а в программе рядом с музыкой Равеля, Пуленка и Дворжака впервые прозвучало сочинение Turno a turno нашего современника петербургского композитора Александра Кнайфеля, которое стало настоящим сюрпризом для публики.

Созданное 54 года назад двадцатилетним композитором Turno a turno внешне является инструментовкой фортепианной прелюдии Дебюсси «Шаги на снегу».

Однако, как это часто бывает в истории музыки, новое тембровое решение становится настолько оригинальным, что в результате возникает нечто иное. Не меняя ни одной ноты в первоисточнике, Александр Кнайфель спустя более чем 50 лет после того, как Дебюсси написал свою прелюдию, создал, по сути, новое сочинение, которое еще 54 года дожидалось своего исполнения.

Прочувствованная Дебюсси ритмическая фигура, напоминающая и вздох, и неровный «прихрамывающий» шаг, проводится в оркестре в необычных тембровых сочетаниях. Большая партитура, по замыслу автора, должна включать в себя контрабасовый кларнет, экзотические ударные инструменты и, ближе к завершению, звукоподражание шагов по свежевыпавшему хрустящему снегу.

Часть инструментов композитор специально для премьеры принес из своей домашней коллекции (маленькую блокфлейту-пикколо гаркляйн размером примерно с указательный палец, индийские «воздушные бубенчики»), а часть тембров была воссоздана при помощи специальных семплов.

Название Turno a turno переводится «одно за другим» и имеет сразу несколько значений: это и последовательность включения инструментов, изображающих «шаги», - сначала флейты, потом скрипки, затем медно-духовые; последовательность вдоха и выдоха, символизирующая движение жизни с ее сменяемостью различных событий и явлений, которые в конечном итоге должны привести к открытию иной реальности...

При медленном темпе и внешней медитативности сочинение захватывает своей внутренней интенсивностью. Каждая долгая нота становится подобна молекуле, состоящей из множества атомов, которые находятся в непрерывном движении. Отсюда возникает эффект «остановки времени», знакомый всем, кто так или иначе соприкасался с музыкой Кнайфеля.

Острый слух и определенная независимость от магистральных путей развития культуры XX века позволили юному тогда композитору создать совершенно оригинальную вещь. Звучит она сегодня абсолютно современно.

Дирижер Анатолий Рыбалко решал непростую задачу, внимательно и сосредоточенно проведя репетиции, верно уловив нужное настроение. В конечном итоге на концерте прозвучала «музыка иного измерения», услышанная сначала Клодом Дебюсси, а затем и Александром Кнайфелем.

Материал был опубликован в газете под № 079 (6188) от 07.05.2018 под заголовком «По снегу вслед за Дебюсси».

#музыка #концерт #классическая музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (6188) от 07.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?