Во дворец с мебелями

Вчера для посетителей Гатчинского дворца, который отмечает свое 250-летие, открылась анфилада залов Восточного полуциркуля: Греческая галерея, комната Ротари, Светлый переход, Ротонда под гербом, исторические жилые помещения «Комнаты за Греческой». А также две временные выставки: «Августейшие владельцы Гатчины» и выставка одного экспоната «Европейский вояж императрицы Александры Федоровны».

Во дворец с мебелями | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– В Гатчине проходила жизнь нескольких поколений Романовых, начиная с Павла Первого. На выставке вы увидите личные вещи каждого из императоров, а также их супруг и детей. Здесь нет почти ничего, что напоминало бы о государственной деятельности, политике, сложной дипломатии, заботах о благе империи и ее приумножении. Потому что в Гатчине цари отдыхали, – рассказала Александра Фарафонова, старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина».

Великий князь Павел Петрович получил Гатчину в 1783 году. Для него это была большая удача. К тому времени в Павловске еще только начиналось строительство дворца. А тут в его владении оказался великолепный дворец со «всеми мебелями», как говорили тогда. В Павловском зале – портрет императора, его Библия, походный складной стул с личным вензелем. Из Третьяковской галереи прибыло полотно Сильвестра Щедрина «Каменный мост и Коннетабль в Гатчине», которое когда-то было заказано императором для Михайловского замка. Великолепен портрет великой княжны Александры Павловны кисти Владимира Боровиковского из фондов музея.

Внимание посетителей привлечет парадное платье Марии Федоровны со шлейфом. Но подобных мемориальных платьев императриц в петербургских музеях сохранилось немало. Интереснее фарфоровая кукла, одетая по последней (на тот момент) парижской моде, – так называемая «Большая Пандора». С помощью этих кукол распространялась мода в те времена, когда еще было очень мало журналов.

О царствовании Николая Первого, при котором происходила перестройка Гатчинского дворца, напоминают мемориальные костюмы – шинель и колет из ГМЗ «Петергоф», подлинные предметы из обстановки его кабинета. В ближайшем будущем, как говорит Александра Фарафонова, во дворце откроют жилые комнаты Николая Павловича.

В Гатчине при Николае Первом любили устраивать театральные представления. Не чурались и игры в карты. В витрине – необычная колода карт из ГМЗ «Петергоф». На рубашках изображены различные части Российской империи. Так что, играя, можно было заодно подучить географию.

На вопрос, какие императоры оставили самый яркий след в истории Гатчины, директор ГМЗ Василий Панкратов назвал двоих: Павла Первого и Александра Третьего, который провел здесь 13 лет, его даже называли гатчинским затворником.

– Можно сказать, что в годы его царствования столицей Российской империи была Гатчина, – заметил директор.

В витрине – тужурка Александра Третьего, сильно поношенная. Император отличался бережливостью и неприхотливостью в быту, одежду занашивал до дыр. Камердинеры коротали вечера, штопая предметы его гардероба, чтобы царь не выглядел оборванцем. А вот его супруга Мария Федоровна любила моду и умела одеваться, часто заказывала платья у знаменитых модельеров.

Сегодня редко какая выставка обходится без мультимедиа. Здесь тоже в каждом зале есть сенсорные экраны, на которых можно увидеть сцены из придворной жизни. А также, надев наушники, послушать музыку, популярную в то время. Например, в зале Александра Второго, страстного охотника, можно посмотреть сцены балов в Арсенальном каре и царской охоты – под аккомпанемент вальсов Иоганна Штрауса.

На выставке много предметов из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея музыки, Петергофа, Павловска. Когда-то они принадлежали Гатчине. Судьба дворца непростая – после 1917 года часть коллекции была перевезена в другие собрания, часть распродана. После Великой Отечественной войны, когда решено было восстанавливать Петергоф, Павловск и Царское Село, Гатчину в этот реестр не включили...

Директор ГМЗ Василий Панкратов считает, что говорить о музейной реституции не время:

– Нужно договариваться при необходимости в каждом конкретном случае. Историческая справедливость в этом плане – понятие условное. Мы знаем, что до революции все эти предметы принадлежали императорской семье. Они перемещались вслед за ними по разным дворцам.

Греческая галерея – хороший пример музейного сотрудничества. Павловский музей-заповедник передал Гатчине из своего собрания на временное хранение 16 бюстов, которые раньше находились в Греческой галерее. Часть из них, представляющая двенадцать римских цезарей, появилась здесь еще во времена графа Орлова, который был первым владельцем дворца. Бюсты были приобретены в Италии и отправлены в Петербург в августе 1769 года. Поначалу они стояли на открытой колоннаде. Но затем Винченцо Бренна перестроил помещение, сделав его закрытым – из-за климата. И крытый переход стал своеобразным дворцовым музеем античного искусства.

Четыре картины «певца руин» Гюбера Робера, которые висели здесь, тоже принадлежат сегодня Павловску. Велись переговоры между музейщиками о возвращении «роберов» в Гатчину. В результате было решено сделать для Греческой галереи копии.

Сегодня, по словам Инны Беляевой, старшего научного сотрудника ГМЗ «Гатчина», Греческая галерея воссоздана так, какой она была в середине XIX века.

– Из всех стульев, стоявших в галерее, после войны сохранился один образец, – говорит Беляева. – Таковы музейные правила: в случае эвакуации экспонатов во время войны вывозится один предмет из гарнитура, по которому впоследствии можно будет восстановить остальные.

Золоченые стулья в стиле ампир, обитые пунцовым бархатом, выглядят великолепно.

16 медальонов на стенах с портретами «царей Спарты» – тоже копии. Это медальоны литой меди (медь с патиной, имеющая благородный зеленовато-оливковый оттенок). Они диссонировали с цветом стен, и в середине XIX века было решено закрасить их белой краской.

Оригиналы сохранились, но сейчас они находятся в фондах музея. Инна Беляева рассказала о том, почему в Греческую галерею вернулись копии:

– Когда мы расчистили оригиналы, освободили от краски, то увидели, какая там тончайшая проработка лиц, деталей. И у нас не поднялась рука снова их закрасить.

КСТАТИ

Торжества в Гатчине будут продолжаться весь год. Расскажем о летних событиях.
4 и 5 июня пройдет фестиваль медных духовых инструментов «Гатчинский международный брасс-парад» – посвящение Александру Третьему, который любил играть на трубе. Будет звучать музыка военных оркестров, джаз, современные композиции.

9 июня в Гатчинском парке состоится фестиваль «Ночь музыки» – гала-концерт под открытым небом. Сцена, по традиции, будет установлена в акватории Белого озера. Наряду с произведениями Чайковского и Шопена прозвучит концерт для скрипки с оркестром «Оседлавшие шторм» на темы группы The Doors.

18 июня у стен Иорданского фасада Гатчинского дворца покажут музыкальную фантазию по оперетте Н. Стрельникова «Холопка». В спектакле заняты артисты Театра музыкальной комедии и приглашенные солисты, режиссер – Анна Осипенко.

16 июля на Дворцовом плацу в рамках фестиваля «Опера всем» представят «Тангейзера» Вагнера в постановке Виктора Высоцкого. 30 июля в Гатчинском парке пройдет фестиваль «Ночь света» – свето-пиротехническое шоу под открытым небом.

13, 14 августа – фестиваль маломерного флота на Белом озере.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (5714) от 02.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?