Во Всероссийском музее А.С. Пушкина открылась выставка «Пушкинский репортаж Карла Буллы»
К 170‑летию со дня рождения отца российской репортажной фотографии создатели экспозиции представили его небольшую «персональную» выставку, на которой можно увидеть так называемую пушкинскую серию. Некоторые снимки показаны широкой публике впервые.

«Реконструкция» картины Николая Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском». Фото Карла Буллы, 1912 г./Из коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Всего в музейной коллекции хранится около полусотни отпечатков фотографа, еще около десятка — его предполагаемые работы, требующие уточнения.
Хронологически первым «пушкинским» репортажем Карла Буллы можно назвать серию снимков, сделанных в 1899 году во время торжеств по случаю 100‑летия со дня рождения Пушкина. Судя по запечатленным сюжетам, он снимал в Петербурге, а также в Святых (ныне Пушкинских) Горах. Именно тогда Псковский край впервые ощутил пристальное внимание публики и прессы. На одном из снимков видно специально выстроенное для торжеств сооружение — «Храм Славы Пушкина».
В объектив фотографа попала и подлинная карета Пушкина, хранившаяся в Тригорском. После создания первого дома-музея, открывшегося в 1911 году, она была перевезена в Михайловское, где стала предметом самого живого внимания со стороны посетителей. После пожара 1918 года карета исчезла, ее дальнейшая судьба неизвестна.

Запечатлел Булла и баню пушкинских времен, сохранявшуюся в Тригорском. В XIX веке она служила и домом для гостей, и местом отдыха, и мыльней. Бывая в Тригорском, Пушкин не раз останавливался в ней на ночлег. Увы, историческая постройка погибла в начале ХХ века. Она была восстановлена в конце 1970‑х годов по замыслу директора музея-заповедника «Михайловское» Семена Гейченко.
Во второй раз Карл Булла обратился к пушкинской теме в начале 1910‑х годов. Тогда отмечали 100‑летие лицея, а затем 75‑ю годовщину со дня смерти поэта.
На одном из снимков — инсценировка лицейского экзамена Пушкина, на котором тот читал свое стихотворение перед Гаврилой Романовичем Державиным. Она была устроена в 1911 году по просьбе Ильи Репина во время его работы над картиной, в которой он постарался запечатлеть это событие. Действие происходило в Александровском лицее на Каменноостровском проспекте. В назначенное время в одном из залов собрались воспитанники, пришел директор лицея, члены Пушкинского лицейского общества. За длинный стол сели бывший министр народного просвещения, лицеист 35‑го курса Петр Михайлович фон Кауфман, директор лицея Борис Эдуардович фон Вольф (он погиб в Петрограде вскоре после Февральской революции 1917 года), секретарь лицея и курсовой воспитатель Александр Александрович Рубец и секретарь Пушкинского лицейского общества Павел Евгеньевич Рейнбот. Они играли роль экзаменующих.
На некотором расстоянии от стола поставили стулья. Первый ряд заняли дамы, среди них, в частности, была жена Репина Наталья Борисовна Нордман-Северова. За дамами на стульях разместились несколько воспитанников, изображавших гостей. За ними встали 29 лицеистов: именно столько присутствовали на пушкинском переводном экзамене. В инсценировке участвовал правнук поэта — лицеист 68‑го курса Павел Кондырев.
Любопытно также, что в 1912 году Карл Булла выполнил серию постановочных фотографий, сюжет которых воспроизводил знаменитую картину Николая Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском», созданную в 1875 году. В роли поэта выступил артист Денисюк. На обороте одной из фотографий — карандашная надпись: «съемка для кинематографа».
Возрастное ограничение 12+
Читайте также:
В арт-пространстве «Галерея 2/17» работает выставка «От тишины до взрыва»
Музей истории религии впервые представил публике танку «Архат Бакула»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7876) от 27.03.2025 под заголовком «Пушкин и Булла».
Комментарии