Во Всероссийском музее А. С. Пушкина открылась выставка «О дивный «Новый мир»

Выставка (16+) подготовлена к 100‑летию со времени выхода первого номера самого известного в России толстого литературного журнала. В ней на основе изданий из фондов музея представлен широкий исторический контекст 1920 – 1980‑х годов, в котором существовал этот журнал.

Во Всероссийском музее А. С. Пушкина открылась выставка «О дивный «Новый мир» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Понятно, что в сознании нынешнего старшего поколения читателей «Новый мир» — журнал писателя и поэта Александра Твардовского, служившего главным редактором «Нового мира» в 1950 – 1954 и в 1958 – 1970 годах. Этой теме посвящен основной раздел выставки, но не менее важны и интересны все остальные.

Показ начинается с трех предтеч, хотя их было больше. С 1802 года знаменитым историком Николаем Карамзиным издавался «Вестник Европы» — первый русский толстый журнал. Потом были «Современник» Александра Пушкина и «Отечественные записки» Павла Свиньина.

Рядом с этими изданиями помещено несколько карикатур о литературной жизни середины XIX века. Одна из них, нарисованная художником Николаем Ивлиевым, называется «Бой из‑за подписчиков». В центре Николай Некрасов в рыцарских латах и с флагом своего журнала «Современник» сражается с конкурентами в таких же тяжелых доспехах.

Отдельный стенд посвящен ­пестрой литературной ситуации середины 1920‑х годов. «Древо сов­ременной литературы» было опубликовано в 1926 году в журнале «На литературном посту». На дереве 11 ветвей. Самая мощная ветка — пролетарские писатели во главе с Горьким. Пожиже — крестьянские и разного рода «попутчики». Михаил Булгаков «живет» на тощей буржуазной ветке. Ахматова в виде отдельного увядшего листочка лежит на земле.

В 1925 году в противовес «напостовцам» и «левым» был создан умеренный государственный «Новый мир». Первыми главными соредакторами журнала были нарком просвещения Анатолий Луначарский и революционер и журналист Юрий Стеклов. Представленный на выставке портрет Луначарского создан художником Юрием Анненковым.

В первые десятилетия «Новый мир» был одним из нескольких подобных изданий, ничем особенно не выделявшимся. В 1950 году главным редактором вместо Константина Симонова назначили Твардовского. Позже в мемуарах он рассказал, что был приглашен к одному из партийных лидеров Георгию Маленкову. Тот объяснил новому главреду, чем отличается толстый литературный журнал от тонкого: печатает произведения с продолжением.

В декабрьском номере 1953 года Твардовский опубликовал в «Новом мире» статью Владимира Померанцева «Об искренности в литературе». Этот номер представлен на выставке. Невинная статья вызвала бурную полемику, главреда обвинили в утрате идейности. Одновременно Твардовский подготовил к печати поэму «Теркин на том свете», критиковавшую советскую бюрократию. После запрета на публикацию поэмы Твардовского уволили из «Нового мира». Туда вернулся Симонов, который в 1958 году снова передал бразды правления Твардовскому. По свидетельствам современников, несмотря на все эти перипетии, два писателя-фронтовика сохраняли уважительное отношение друг к другу. На выставке представлены портреты Твардовского, Симонова и Ильи Эренбурга, созданные в 1947 году известным художником Анатолием Яр-Кравченко.

После возвращения в «Новый мир» Твардовский публикует первые главы мемуаров Эренбурга «Люди, годы, жизнь». Затем печатает повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Начинается золотое время «Нового мира», которое продолжалось десять лет.

Специальный раздел выставки рассказывает о пушкинской теме на страницах «Нового мира». Поэ­ту были посвящены специальные номера журнала, вышедшие в 1937 и 1949 годах. Брошюра Твардовского «Слово о Пушкине» содержит выступление главреда на собрании в Большом театре 10 февраля 1962 года в день памяти Пушкина. По словам Твардовского, этот небольшой текст занял у него три недели напряженного труда.

Выставка работает по 9 марта, вторник — пятница с 10.00 до 17.00.

Читайте также:

Каталог «Художники универсанты XX – XXI веков» представили в Музее современных искусств имени С. П. Дягилева СПбГ

В Петербурге представили международную общественную инициативу «Русская культура без границ»


#выставка #культура #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7832) от 23.01.2025 под заголовком «Чем толстый отличается от тонкого».


Комментарии