Во Всероссийском музее А.С. Пушкина открылась выставка художника Владимир Шевченко «Война и мир»

В одном из своих выступлений художник Владимир Шевченко, мастер акварели, офорта, один из корифеев ленинградской школы книжной графики, сказал, что ребенок должен хотя бы иногда почувствовать романтику подвига, прикоснуться к героической истории. Ключевой темой его творчества была воинская слава Отечества. Выставка (6+), посвященная наследию художника, открылась во Всероссийском музее А. С. Пушкина (Музей-усадьба Г. Р. Державина на набережной Фонтанки, 118) и получила название «Война и мир».

Во Всероссийском музее А.С. Пушкина открылась выставка художника Владимир Шевченко «Война и мир» | Эскиз Владимира Шевченко — кадр из диафильма «Подвиг Александра Колесникова». 1974 г./РЕПРДУКЦИЯ АВТОРА

Эскиз Владимира Шевченко — кадр из диафильма «Подвиг Александра Колесникова». 1974 г./РЕПРДУКЦИЯ АВТОРА

В экспозицию вошли работы, ставшие результатом полувековой творческой деятельности автора, — от книжной иллюстрации и диафильмов до станковой графики и пейзажа. Владимир Шевченко был автором иллюстраций к ста книгам и полусотне диафильмов. Среди книг для него самой главной было лермонтовское «Бородино».

Создание этой выставки — во многом заслуга дочери художника Галины Никольской, которая ныне является хранителем памяти об отце, исследователем и популяризатором его творчества.

В мастерской отца, можно сказать, я родилась, и для меня запах бумаги и красок лучше всяких духов, — говорит Галина Владимировна. — Я преклоняюсь перед талантом и разносторонностью моего отца… Парадоксально, но уже в 1950‑е годы художников, которые бы могли рассказать детям о героизме на вой­не, было не так уж и много. Мой отец был одним из них, и войну он видел собственными глазами.

Когда она началась, ему было девятнадцать лет. К тому времени он был подающим немалые надежды воспитанником Ворошиловградского художественного училища. Из-за плохого зрения юношу не брали в армию, но он все‑таки добился отправки на фронт. Обучался военному делу на Волге — в автомобильном полку, сформированном в поселке Переволоки.

Владимир Шевченко.jpg
Владимир Шевченко на фотографии из фронтового альбома./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

В какой‑то момент командование обратило внимание, что мальчишка-очкарик хорошо рисует и острый на язык. И его оставили при части поднимать боевой дух. Отец стал военкором, вел радиопередачи, смастерил радиоточку, выпускал газету, ездил по селам, брал интервью… Ковал победу, как умел. Отец был невероятной силы оптимист, — говорит Галина Никольская.

О военных буднях Владимира Шевченко свидетельствует представленный на выставке его оцифрованный фронтовой фотоальбом. В нем — снимки однополчан и его самого.

В 1946 году Владимир Шевченко вернулся в Ворошиловградское художественное училище, окончил его и успешно защитил довоенную дипломную работу — «Гибель Пархоменко». Потом была Академия художеств в Ленинграде, все годы обучения в которой он получал сталинскую стипендию.

Он ее аккуратно делил: на помощь матери, на помощь семье любимого брата Ванечки, а что оставалось — себе на булочку с кефиром, — говорит Галина Никольская. — Тогда же у молодого художника появилась любимая девушка, они снимали комнаты в коммунальных квартирах…

В 1955 году пришло время защиты дипломной работы, темой которой была выбрана история о том, как президент Вьетнама Хо Ши Мин подарил Ленинграду двух слонов. После чего Виталий Бианки написал текст к иллюстрациям Владимира Шевченко, и получилась книга. С тех пор Бианки и Шевченко стали большими друзьями, а дружба их семей продолжается до сих пор. Что же касается их совместной книги «Сюн и Кунг», то она стала бестселлером: издавалась в 1957, 1958 и 1963 годах суммарным тиражом миллион экземпляров, а в 2019 году переведена на вьетнамский язык и выпущена во Вьетнаме.

В 1957 году книгой «Сюн и Кунг» заинтересовалась студия «Диафильм» и заказала творческому тандему писателя и художника диа­фильм про слонов. Он тоже стал невероятно популярным, увидеть его в оцифрованном формате может каждый посетитель выставки.

Владимир Гаврилович всегда имел при себе мини-мольберт («этюдничек») и блокнотик, — говорит Галина Никольская. — Он рисовал везде и всюду: ехал ли в метро, сидел ли на заседании секции или на съезде. Это мог быть чей‑то профиль, поворот головы, взгляд, жест, эмоция, движение, цвет, драпировка… Отец работал быстро и точно, недаром о нем говорили, что он обладает «снайперской кистью». Даже на любимой рыбалке на Ладоге он доставал этюдник и зарисовывал настроение неба, воды, легкий туман, парящую над водой чайку, плеск ладожской волны, шуршащий тростник

Тем не менее, как отмечает куратор выставки Артем Кочуров, важнейшей в творчестве Владимира Шевченко оставалась тема Великой Отечественной войны. Он особенно часто обращался к образам подростков на фронте. На одной из его работ — образ легендарного сына полка Александра Колесникова, разведчика, потом танкиста. Писатель Сергей Смирнов в 1960‑х годах написал о нем очерк «Сан Саныч», а в 1968 году по его мотивам сняли художественный фильм «Это было в разведке».

И как венец всей выставки — созданный спустя несколько лет после Великой Отечественной войны порт­рет матери. Она оказалась на оккупированной территории и, будучи матерью четверых красноармейцев, подвергалась смертельной опасности. Однако сумела выжить и даже сберегла детские и школьные рисунки своего сына-художника.

Читайте также:

В Таврическом дворце открылась выставка «Оставила война следы свои на всём…»

Архиву помогают волонтёры: они пополняют базу данных эвакуированных ленинградцев


#музей Пушкина #выставка #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (7885) от 09.04.2025 под заголовком «Военные будни художника».


Комментарии