Во всероссийский кинотеатральный прокат вышел фильм «Живой» режиссера Константина Селина

Лента не совсем обычная. Она уже признана лучшим документальным фильмом 2022 года в рамках Первой национальной премии имени Дзиги Вертова, лучшим неигровым фильмом на премии «Лавровая ветвь», а также лучшей полнометражной работой на фестивале документального кино «Россия».

Во всероссийский кинотеатральный прокат вышел фильм «Живой» режиссера Константина Селина | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Художественным руководителем фильма выступил Александр Сокуров. По словам Селина, разговоры с ним очень помогли и в процессе подготовки сценария, и во время монтажа фильма.

Главный герой ленты — поисковик и автор трехмерных историко-художественных панорам Дмитрий Поштаренко. По всей России не меньше двух десятков панорам, созданных за десять лет руководимой им творческой студией «Невский баталист». Все они — про Великую Отечественную войну. Про Невский пятачок, оборону Брестской крепости, Сталинградскую битву, штурм Берлина… И всякий раз «баталисты» стараются изобразить тяжелый ратный труд честно и правдиво, без лишней романтизации.

Лента подкупает простотой и искренностью. Константин Селин как будто бы наблюдает со стороны за тем, что делают Поштаренко и его единомышленники. Впрочем, почему как будто? Так оно и есть: камера беспристрастно фиксирует происходящее в реальном времени.

Режиссер познакомился с Дмитрием Поштаренко еще в 2019 году на панораме «Прорыв» в Кировске. По его словам, он давно уже задумал снять документальный фильм про поисковиков и теперь получил такую возможность. Он приезжал к нам в поисковую экспедицию, смотрел, как мы строим панорамы в «Севкабеле» и на «Ленфильме», — говорит администратор «Невского баталиста» Маргарита Попова.

По словам участников творческой команды, поначалу им не очень нравилось, что рядом с ними почти непрерывно находится человек с кинокамерой. В кадр попадали обрывки разговоров, рабочие моменты… Но потом с присутствием Константина Селина смирились и просто перестали обращать на него внимание. А со временем даже стали воспринимать режиссера едва ли не как полноправного участника команды. И в результате получился очень неплохой фильм — про человека, который сделал себя сам, увлечен своим делом и нашел свое место в жизни.

Наверное, я просто должен был родиться на самом отшибе Шлиссельбурга, где вокруг все еще напоминало о войне. А потом должен был встретить единомышленников и вместе с ними заниматься общим делом, — говорит Дмитрий Поштаренко.

Лента начинается с кадров поисковой экспедиции на краю Невского пятачка. Останки бойцов Красной армии поднимают с огородов и из‑под фундаментов сараев и времянок. Поисковики работают сосредоточенно, со знанием дела. «Есть!» — раздается счастливый возглас. Найти медальон — настоящее везение.

Сюжетная линия меняется. Огромный цех, идет рабочий процесс: участники «Невского баталиста» строят панораму. Автор фильма показывает, с каким трепетом Дмитрий и его коллеги подходят к созданию фигуры каждого из персонажей — красноармейцев, моряков, ополченцев, беженцев…

Как говорит Селин, его особенно потрясло, что герой его картины относится к этим скульптурам чуть ли не как к своим родным детям. Поправляет им одежду, грим, добивается совершенной реалистичности: как лежат волосы, куда направлен взгляд.

Эпизод фильма: участники «Нев­ского баталиста» готовятся изобразить один из эпизодов Нюрнбергского процесса. На специальном стенде с помощью степлера прикрепляют изображения подсудимых нацистов. «Пришьем Риббентропа к стене?» — улыбается Поштаренко…

В одном из кадров появляется отец главного героя фильма — Александр Поштаренко. Он электрик, помогает «Невскому баталисту» в технических вопросах. В другом эпизоде дедушка Дмитрия Поштаренко приходит посмотреть, как внук строит очередную панораму. «Все это хорошо, Дима, правильно, — говорит Николай Федорович, — но личная‑то жизнь как? Так ведь я правнуков никогда не дождусь»«Дед, нет у меня времени на девушек, — отшучивается Дмитрий. — Мои дети — это герои панорамы, они будут воспитывать других детей…»

Лукавит, конечно. Парень он видный, с девушками у него явно проблем нет. Но походно-кочевой образ жизни (а Поштаренко еще и любитель экстремальных путешествий) действительно к созданию семьи пока не очень располагает. «Сегодня я здесь, а завтра еще где‑нибудь», — говорит Дмитрий в одном из кадров. Кстати, сейчас он пишет детскую книжку о своих путешествиях.

В фильме практически нет пафоса. Пожалуй, самые трогательные слова звучат из уст племянницы краснофлотца Кирилла Одиноких, погибшего на Невском пятачке в январе 1943‑го. Его останки были найдены отрядом под командой Поштаренко. Вместе со всей семьей женщина приехала на мемориальный плац­дарм, Дмитрий показывает место, где был найден боец (теперь там установлена красная звезда), братскую могилу, в которой он похоронен.

«Ты не зря погиб, — говорит она. — Раз есть такие люди, как Дима и его друзья, мы будем жить, и все будет хорошо… Мы будем тебя помнить и гордиться. Я в твою честь назвала своего старшего сына…»

В фильме нет закадрового голоса: только краткие реплики из уст Дмитрия Поштаренко и его друзей. Не звучат громкие слова ни про патриотизм, ни про любовь к родине… Свои чувства эти люди доказывают реальными делами, и это, наверное, самое главное.


#фильм #кино #кинотеатры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7360) от 20.02.2023 под заголовком «Без лишних слов».


Комментарии