Во всероссийский кинотеатральный прокат вышел фильм «Живой» режиссера Константина Селина
Лента не совсем обычная. Она уже признана лучшим документальным фильмом 2022 года в рамках Первой национальной премии имени Дзиги Вертова, лучшим неигровым фильмом на премии «Лавровая ветвь», а также лучшей полнометражной работой на фестивале документального кино «Россия».
ФОТО Unsplash
Художественным руководителем фильма выступил Александр Сокуров. По словам Селина, разговоры с ним очень помогли и в процессе подготовки сценария, и во время монтажа фильма.
Главный герой ленты — поисковик и автор трехмерных историко-художественных панорам Дмитрий Поштаренко. По всей России не меньше двух десятков панорам, созданных за десять лет руководимой им творческой студией «Невский баталист». Все они — про Великую Отечественную войну. Про Невский пятачок, оборону Брестской крепости, Сталинградскую битву, штурм Берлина… И всякий раз «баталисты» стараются изобразить тяжелый ратный труд честно и правдиво, без лишней романтизации.
Лента подкупает простотой и искренностью. Константин Селин как будто бы наблюдает со стороны за тем, что делают Поштаренко и его единомышленники. Впрочем, почему как будто? Так оно и есть: камера беспристрастно фиксирует происходящее в реальном времени.
— Режиссер познакомился с Дмитрием Поштаренко еще в 2019 году на панораме «Прорыв» в Кировске. По его словам, он давно уже задумал снять документальный фильм про поисковиков и теперь получил такую возможность. Он приезжал к нам в поисковую экспедицию, смотрел, как мы строим панорамы в «Севкабеле» и на «Ленфильме», — говорит администратор «Невского баталиста» Маргарита Попова.
По словам участников творческой команды, поначалу им не очень нравилось, что рядом с ними почти непрерывно находится человек с кинокамерой. В кадр попадали обрывки разговоров, рабочие моменты… Но потом с присутствием Константина Селина смирились и просто перестали обращать на него внимание. А со временем даже стали воспринимать режиссера едва ли не как полноправного участника команды. И в результате получился очень неплохой фильм — про человека, который сделал себя сам, увлечен своим делом и нашел свое место в жизни.
— Наверное, я просто должен был родиться на самом отшибе Шлиссельбурга, где вокруг все еще напоминало о войне. А потом должен был встретить единомышленников и вместе с ними заниматься общим делом, — говорит Дмитрий Поштаренко.
Лента начинается с кадров поисковой экспедиции на краю Невского пятачка. Останки бойцов Красной армии поднимают с огородов и из‑под фундаментов сараев и времянок. Поисковики работают сосредоточенно, со знанием дела. «Есть!» — раздается счастливый возглас. Найти медальон — настоящее везение.
Сюжетная линия меняется. Огромный цех, идет рабочий процесс: участники «Невского баталиста» строят панораму. Автор фильма показывает, с каким трепетом Дмитрий и его коллеги подходят к созданию фигуры каждого из персонажей — красноармейцев, моряков, ополченцев, беженцев…
Как говорит Селин, его особенно потрясло, что герой его картины относится к этим скульптурам чуть ли не как к своим родным детям. Поправляет им одежду, грим, добивается совершенной реалистичности: как лежат волосы, куда направлен взгляд.
Эпизод фильма: участники «Невского баталиста» готовятся изобразить один из эпизодов Нюрнбергского процесса. На специальном стенде с помощью степлера прикрепляют изображения подсудимых нацистов. «Пришьем Риббентропа к стене?» — улыбается Поштаренко…
В одном из кадров появляется отец главного героя фильма — Александр Поштаренко. Он электрик, помогает «Невскому баталисту» в технических вопросах. В другом эпизоде дедушка Дмитрия Поштаренко приходит посмотреть, как внук строит очередную панораму. «Все это хорошо, Дима, правильно, — говорит Николай Федорович, — но личная‑то жизнь как? Так ведь я правнуков никогда не дождусь»… «Дед, нет у меня времени на девушек, — отшучивается Дмитрий. — Мои дети — это герои панорамы, они будут воспитывать других детей…»
Лукавит, конечно. Парень он видный, с девушками у него явно проблем нет. Но походно-кочевой образ жизни (а Поштаренко еще и любитель экстремальных путешествий) действительно к созданию семьи пока не очень располагает. «Сегодня я здесь, а завтра еще где‑нибудь», — говорит Дмитрий в одном из кадров. Кстати, сейчас он пишет детскую книжку о своих путешествиях.
В фильме практически нет пафоса. Пожалуй, самые трогательные слова звучат из уст племянницы краснофлотца Кирилла Одиноких, погибшего на Невском пятачке в январе 1943‑го. Его останки были найдены отрядом под командой Поштаренко. Вместе со всей семьей женщина приехала на мемориальный плацдарм, Дмитрий показывает место, где был найден боец (теперь там установлена красная звезда), братскую могилу, в которой он похоронен.
«Ты не зря погиб, — говорит она. — Раз есть такие люди, как Дима и его друзья, мы будем жить, и все будет хорошо… Мы будем тебя помнить и гордиться. Я в твою честь назвала своего старшего сына…»
В фильме нет закадрового голоса: только краткие реплики из уст Дмитрия Поштаренко и его друзей. Не звучат громкие слова ни про патриотизм, ни про любовь к родине… Свои чувства эти люди доказывают реальными делами, и это, наверное, самое главное.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7360) от 20.02.2023 под заголовком «Без лишних слов».
Комментарии