Во Всеросийском музее Пушкина представят выставку «Физионотрас»
Во Всеросийском музее А. С. Пушкина на Мойке в пятницу откроется выставка «Физионотрас». На ней можно будет увидеть 17 портретов из собрания музея, выполненных в начале XIX века Эдме Кенедей и Этьеном Бушарди в популярной в то время технике физионотрас.

ФОТО Википедии / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0
В 1784 году гравер Жиль-Луи Кретьен изобрел рисовальную машину физионотрас (от французского physionomie — «физиономия, облик, черты лица», trace — «след, черта, линия»), она представляла собой конструкцию в рост человека из деревянных брусков, внутрь которой садилась модель. Внутри физионотраса находился пантограф — механический прибор для копирования рисунков и чертежей в нужном масштабе. Профиль модели выделялся на экране, оператор пантографа обводил черты клиента. Другое плечо пантографа, где был закреплен карандаш, точно повторяло движения оператора. Вся процедура занимала несколько минут: на листе бумаги, прикрепленной к планшету, появлялось изображение модели. Физионотрас давал рисунок в натуральную величину, затем портрет можно было уменьшать либо увеличивать пантографом до требуемого размера.
Среди представленных на Мойке работ — портрет генерала Петра Волконского, изображение в фас Татьяны Никоновой, уникальный двойной портрет писателя Василия Жуковского и историка Александра Тургенева.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7376) от 17.03.2023 под заголовком «Оставили след».
Материалы рубрики
В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
В Академии художеств на факультете графики представили 80 работ пятнадцати студентов
В Театральном музее работает выставка «Площадь Островского»
В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии