Вместе смеяться. И вместе плакать

Этот разговор с Вадимом ФИССОНОМ, основателем и художественным руководителем театра «Комик-трест», состоялся несколько месяцев назад. В уютной кухне его квартиры, где он так любил принимать гостей. Как всегда, он много курил и говорил с юмором даже об очень грустных вещах. Получились монологи о театре и жизни. Теперь уже – памяти Вадима Фиссона. Его, как уже знают наши читатели, не стало 19 декабря – не выдержало сердце.17 января Вадиму Фиссону исполнилось бы 53 года.

Вместе смеяться. И вместе плакать | ФОТО Евгении ТАЛЬКОВСКОЙ

ФОТО Евгении ТАЛЬКОВСКОЙ

О зрителе

На спектакли «Комик-треста», бывает, приходят по пять-шесть раз. Иногда сначала ничего не понимают, потом пытаются разобраться, в третий раз друзей приводят, их в бок тыкают и говорят: «Гляди, гляди, сейчас смешно будет!». Наш зритель вдумчивый, завоевать его можно только искренностью. Для этого надо быть честным и, главное, любить своих партнеров. Нельзя в гримерке друг другу подсыпать битое стекло, а потом на сцене любовь играть.

Не верю, когда режиссеры говорят, что зритель для них не важен. Тогда почему они кого-то на спектакли зовут? Можно было бы просто для себя психологическую лабораторию открыть.

Наш зритель – разный. Иногда приходят ботаники-хипстеры, а иногда бабушки-пенсионерки с внучатами, и внучата объясняют им, что на сцене происходит. Есть такие, которые телевизора не видели не потому, что они маугли, а потому, что принципиально от него отказываются. А есть и те, кто от «Дома-2» не отрывается. Когда мы делаем спектакли, то не ориентируемся на кого-то конкретного, не думаем – ага, вот это тут будет для молодой буржуазии, а это – для бомжей-маргиналов.

Самое мудрое решение – ориентироваться на себя, думать, о чем ты хочешь говорить и как. Тогда всегда найдутся люди, которым будут созвучны твои мысли. Через юмор проще пробиться к зрителю. Когда люди в поезде в купе друг с другом знакомятся, они не начинают рассказывать о том, как им хреново. Это было бы глупо. Сначала лучше пошутить друг с другом, уровень собеседника понять. Так и со зрителем – его надо шутками «прощупать», и, когда станет ясно, что мы смеемся над одним и тем же, можно уже и поплакать.


О театре

Мы говорим нашему зрителю: «Так, парень, ты пришел в неестественные для тебя условия. Сейчас на сцену выйдут люди, которые называются актеры. Они не будут прикидываться, глаза вверх возводить, ахать и ручками всплескивать, а сыграют с тобой в игру». Если зритель правила этой игры принимает, то чувствует себя комфортно.

Мне становится скучно, когда на сцену выходит чинная дама и с неестественными интонациями начинает вещать – а вот помнишь, в Гаграх... Мне сразу хочется сказать: не верю, не бывает так.

Зритель у нас сейчас сытый стал. Считает, что если заплатил денег, то уж будь любезен, развлеки его. На Западе люди приходят в театр и уже радуются, они менее требовательные и более восхищенные, а перед нашими играть ответственнее.


О людях
с ограниченными возможностями

У нас двери перед инвалидами придерживают с двумя выражениями на лицах: либо брезгливым, либо подобострастным – «ах ты, бедненький, дай же я тебе помогу-то». Люди не привыкли инвалидов на улицах видеть. Раньше ко мне подходили и обязательно давали рубль. Я всегда вынимал лопатник и протягивал в ответ десять, люди пугались и убегали.

Позвали однажды на утреннюю программу на телевидение, вдруг во время съемок подбегает тетенька-режиссер и накрывает мне коляску пледом. На все вопросы отвечает, что это утренняя программа. Это было лет десять назад – видимо, тогда таких, как я, на вечер принято было оставлять.

Мне понятно, почему российская паралимпийская сборная всегда побеждает. Наш инвалид в отличие от западного жилистый, везде пройдет. Ему пандусов и всяких этих штучек не надо, у него каждый день – паралимпиада. Спортзал у нас – это единственная возможность существовать, инвалидам приходится себе место в жизни мышцами завоевывать. Хотя, кажется, ситуация немного меняется. Пандусы – это потрясающая вещь. Однажды мы были в Могилеве, в не самой богатой Белоруссии. Там пандусы есть везде, потому что батька так сказал. Это не стоит много денег, это стоит душевных усилий. В одном отеле в Ленобласти увидел такой пандус: гранитная плита, скользкая, под углом 45 градусов. На нее даже паралимпиец не заедет – не то что я.

Нужен не ура-патриотизм, а простое человеколюбие. У нас же страна подвига, при помощи мышц нужно себе место пробивать. Поэтому я хочу, чтобы наша сборная на Паралимпийских играх поменьше побеждала. Это будет знак, что у нас что-то в отношении к инвалидам налаживается.


О Петербурге и о себе

Я наш город очень люблю, но миазмы-то, конечно, есть от этого болота.

Петербург – город философов, поиска гармонии, но еще это город ленивых людей. Наверное, поэтому тут так много творческих людей, ведь творческий человек обязательно должен быть ленивым. Ему нужно время, чтобы в потолок поплевать, подумать, прислушаться – к себе, окружающему миру.

Когда мне тоскливо, могу банально в Интернете позависать, часто готовлю. Люблю, когда ко мне в гости приходят умные люди и едят. Блюдам тоже нужен зритель.


О творческой свободе

Режиссер-профессионал может ставить тогда, когда не хочет, на любую тему. Я считаю себя режиссером-непрофессионалом, потому что делаю только то, что хочу, а не то, что надо. Сейчас степень свободы зависит исключительно от собственного ощущения, от того, насколько ты сам себя ограничиваешь, от твоего вкуса.

Пытаться подстроиться под публику – глупо. Мне нравится, когда человек приходит к нам в театр за одним, а уходит совершенно с другим. Пришел, потому что жена потащила, и думает: блин, вот не задался-то вечерок. А потом подходит он к тебе и говорит: «Я теперь в театр буду ходить». За один вечер мироощущение зрителя изменить нельзя, но если он на следующее утро после спектакля с соседом поздоровается, то цель достигнута.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (5377) от 15.01.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.