Главная городская газета

Вместе тесно, врозь холодно

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Лицейский дух

Царскосельский лицей ругали многие. И один из последних по успеваемости лицеистов Александр Пушкин, и один из лучших учеников - Модест Корф... Читать полностью

Много слов для Вагнера

Исполнение всех четырех опер тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера на Новой сцене Мариинского театра с 19 по 22 октября посвящено памяти Рихарда Тримборна. Читать полностью

Выставка одного экспоната

В Государственном музее истории религии открылась выставка одного экспоната «И. Айвазовский. Хождение по водам». Читать полностью

Сестрам больше не нужно в Москву

Юрий Грымов представил публике свою экранную версию чеховской пьесы. Читать полностью

Люди и страсти Елены Маркиной

В Театре Ленсовета состоялся бенефис народной артистки России Елены Маркиной, проработавшей на этой сцене более 50 лет. Читать полностью

Лучше, чем он, Хлестакова никто не играл

20 октября театральный Петербург отметит 90-летие со дня рождения народного артиста СССР Игоря Олеговича Горбачева. Читать полностью
Реклама
Реклама
 Вместе тесно, врозь холодно |

На экраны вышел фильм Кантемира Балагова «Теснота». Картина была удостоена приза Международной федерации прессы на Каннском фестивале, «За лучший дебют» - на «Кинотавре», «Гран-при» фестиваля «Зеркало».

На неуютные пейзажи Нальчика накладываются титры: «Меня зовут Кантемир Балагов. Я кабардинец и в этом городе родился». 26-летний режиссер, выпускник кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, рассказывает нам историю, случившуюся в 1998 году. Рассказчик не был ее свидетелем, но повествование ведется так, будто эти события запечатлелись в его личной памяти.

Действие движется словно какими-то эмоциональными сгустками: то замирая, обретая красоту статики, то пускаясь во все тяжкие.

В первых кадрах мы видим главную героиню пацанистую девушку-еврейку Илану (недавняя выпускница Школы-студии МХАТ Дарья Жовнер), работающую в автомастерской отца (петербургский актер Артем Цыпин). Песней на непонятном языке, которую он слушает, сразу же задается эмоциональное напряжение. Илана вырубает музыку. «Зачем?» - «Ты все равно кабардинского не понимаешь».

В тесном мирке бок о бок сосуществуют люди, не понимающие друг друга, представители разных наций, традиций, культур. Илана встречается с неотесанным кабардинцем (Назир Жуков) тайно от родителей; «Он не твоего племени», - слышит она от матери. Но и внутри одной общины - возможно ли понимание?

Вопрос этот резко встает после того, как брат Иланы Давид празднует свою помолвку с Леей: ночью парня с девушкой похищают и требуют выкуп. Еврейская община собирается в синагоге, решая, как семьям помочь. Но собранных соплеменниками денег хватает только на выкуп Леи. Кто-то предлагает купить у отца Иланы его мастерскую со всем добром, и он соглашается, несмотря на протест дочери, которую возмущает, что во главе угла всегда интересы Давида.

Пользуются ситуацией и родители скромного еврейского паренька, положившего глаз на Илану: они сватаются, предлагая недостающую для выкупа сумму. Родители готовы пожертвовать дочерью, выдав ее за нелюбимого. Возмущенная этим Илана бунтует. Она бежит к своему парню и, ничего не объясняя, отдается ему, о чем и объявляет потенциальному жениху и его родителям. Мать паренька покидает дом такой «невестушки», но отец достает из пиджака конверт с деньгами и вручает его сыну: мол, решай сам, ты уже взрослый мужчина. И тот, поколебавшись, все же отдает деньги Илане. Так ее брату удается обрести свободу, но семья все равно теряет сына: освободившись, от отправляется не домой, а к своей любимой Лее.

Ощущение тесноты создается режиссером на самых разных уровнях: бытовом, метафизическом, визуальном. Маленькие квартирки, внутрисемейные и межэтнические конфликты, рамки патриархальных традиций, колоссальная спрессованность событий... Людям тесно друг с другом, не хватает воздуха и света, ужиться вместе трудно не только евреям и кабардинцам, но и представителям одной общности. В финале Илане с родителями приходится уехать в Воронеж, поскольку после всего случившегося они не смогут спокойно жить и работать в своей среде.

Молодого режиссера, входящего в профессию под крылом выдающегося мастера, невольно сравниваешь с его учителем. Но сокуровская школа очевидна разве что в ощущении крепкого ремесла дебютанта и в его отношении к фильму исключительно как к искусству, без скидок на вкусы аудитории и прокатчиков. Мастер дал основы киноязыка, но говорит на нем ученик по-своему и о своем. И цепляет фильм прежде всего не «формой», а личным высказыванием молодого человека о тех людях, о той среде, которую он знает, понимает и, вероятно, любит. Такое ощущение, что личный душевный посыл как бы выходит за рамки киноязыка, искупая швы, жирные акценты, иногда наивную символичность. Балагов всматривается в своих героев, не спеша осудить, стараясь понять и принять.

«Теснота» - один из самых многообещающих дебютов последних лет. Сейчас Кантемир Балагов работает над новым фильмом. По его словам, это будет история о женщине, которая только что вернулась с Великой Отечественной войны.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook