Владислав Песин: «Сны о музыке сделать реальностью»
В странных обстоятельствах, в которые погрузился мир, все как-то быстро забыли даже о таком оркестре, как musicAeterna, и его ярком лидере Теодоре Курентзисе. Помощник концертмейстера оркестра musicAeterna – Владислав Песин, которого знают как превосходного солиста, участвующего в многочисленных проектах, связанных как с классической, так и с современной музыкой. Владислав ПЕСИН рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, как сохраняет себя один из самых заметных и амбициозных симфонических коллективов мира.
ФОТО Станислава ЛЕВШИНА
– Как оркестр musicAeterna провел три карантинных месяца?
– В середине марта, когда стало известно, что мы не едем на гастроли, а у нас был запланирован масштабный тур с полным циклом симфоний Бетховена, мы начали работать над альтернативными проектами. Еще до введения режима самоизоляции мы успели записать финал Девятой симфонии Бетховена, хотя в тот момент уже начали закрываться границы, и некоторые музыканты, находившиеся в Европе, не смогли присоединиться к нам. Но они приняли участие в проекте дистанционно. Позже мы даже подготовили фильм Plan B об этой записи, сделанной перед локдауном. Затем, уже в середине мая, у нас появилась возможность снова начать репетировать в Доме радио. Конечно, со всеми необходимыми ограничениями и мерами предосторожности: у нас и сейчас измеряют температуру на входе, мы должны соблюдать определенную дистанцию, использовать маски и так далее. С этого момента мы начали репетировать и делать аудио- и видеозаписи камерных сочинений. Руководили творческим процессом Афанасий Чупин, концертмейстер musicAeterna, и дирижер Федор Леднев. Записали, например, Rex Tremendae Алексея Ретинского, сюиту «Баталия» Генриха фон Бибера и другие сочинения. Эти записи еще в работе, но вскоре появятся на musicaeterna.org. Это своего рода наша виртуальная резиденция, где мы делимся лучшими архивными и новыми записями.
Вообще же среди музыкантов, и не только нашего оркестра, бытовали разные взгляды на изоляцию. Кто-то, очевидно, страдал и страдает от отсутствия концертов. Музыкантская деятельность как будто лишилась смысла, ведь для музыканта так важно общение с публикой. Другой смог сосредоточиться на домашних занятиях, погрузиться в сам процесс работы над музыкой. Так или иначе открылось пространство для новой деятельности, появилось много свободного времени, которое можно было посвятить тому, что долго откладывалось. Помимо занятий я с большим удоволь ствием смотрел записи замечательных скрипачей, ведущих свои каналы на YouTube, – канадского молодого скрипача Керсона Леонга и немецко-американского Августина Хаделиха, например. Августин – музыкант необычайно гармоничный, а его мастерство близко к совершенству. Керсон выпустил видеоблог «Искусство этюдов» и в 5 – 7-минутных эпизодах исполняет фрагменты каприсов Роде, давая ценные рекомендации. Судя по количеству просмотров, эта форма уроков оказалась сейчас многими очень востребована.
– Какие цели преследует виртуальная резиденция musicAeterna?
– Ее создание – важная веха в истории коллектива. Коллеги выступили с огромным количеством невероятных идей и способов их воплощения. Все это будем постепенно осуществлять – не буду пока рассказывать детали. И это все задумано не на ближайшие три месяца, не только на период пандемии, эта площадка продолжит существовать, развиваться и после.
– Какими словами маэстро Теодор Курентзис расстался с музыкантами своего оркестра на время изоляции?
– Теодор обладает потрясающим ораторским даром. Однако в данном случае слова были излишни, ведь, по сути, мы не расставались. Но в каком-то смысле для меня таким глубоко личным обращением Теодора стал его рассказ о фильме Дрейера «Гертруда», размещенный также на musicaeterna.org. Там в том числе выкладываются шедевры мирового кинематографа, которые маэстро рекомендует посмотреть. Ну а какие-то организационные вопросы мы обсуждаем с менеджерами, дирекцией оркестра. У нас было несколько встреч онлайн, которые в это сложное время, когда все оказались далеко друг от друга, очень сплотили коллектив. Почти сто человек в тот момент были в чате. Из разных концов света мы увидели и услышали друг друга.
– Не обсуждались репетиции и концерты в режиме онлайн?
– Что касается репетиций, то думаю, что это не очень целесообразно и продуктивно. При по пытке дистанционно репетировать хотя бы вдвоем, при наличии самых совершенных способов связи, я понял, что это не работает. К примеру, мы с коллегой-виолончелистом из Австралии попробовали играть дуэтом. Я, находясь в Петербурге, он – в Сиднее. В результате мы мило провели время, пробуя играть барочные дуэты, и много смеялись, понимая, что не совпадаем друг с другом почти на долю. Да, было забавно, но к серьезной работе это имеет мало отношения. Что же говорить о больших составах... Технически онлайн-репетиции на данный момент неосуществимы. Невозможно добиться того, чтобы дирижер руководил оркестром дистанционно и все получали сигнал синхронно, о нюансах речь вообще не идет. На YouTube появилось огромное количество роликов, где несколько музыкантов из разных частей света исполняют вместе одно произведение. И некоторые записи действительно превосходны. Но очевидно, что у musicAeterna другой путь, другая философия музицирования. Таким образом, мы решили дождаться момента, когда можно будет собираться вместе и работать, чем мы и занимаемся уже более месяца с момента открытия Дома радио. И мы прекрасно понимали, что предстоит много работы, чтобы вновь почувствовать ансамбль. При этом, по новым правилам, стоять друг от друга нужно на большем расстоянии. Репетируя даже небольшими составами, мы должны были учитывать требования времени и скорректировать расположение музыкантов при рассадке.
– Возможно, движение в сторону синхронизации и процесса взаимодействия музыкантов онлайн – дело недалекого будущего?
Это было бы свидетельством наступления очень печального времени.
– Боюсь, что оно медленно, но верно подступает.
– Музыканты во всем мире пытаются преодолевать эту ситуацию любыми способами. В Берлине и Амстердаме, например, устраивают концерты, где оркестр рассаживается невероятно широко, а зрители занимают места в зале в шахматном порядке. Конечно, это не идеальный вариант, но уж лучше так, чем онлайн. Мне кажется, процесс онлайн не сможет заменить живого музицирования, поскольку исключает момент магии, совершающейся между исполнителями и публикой, – то, ради чего существует искусство. Это отчасти напоминает старый разговор о том, заменят ли новые средства коммуникации книгу... Не заменят.
– Многие благополучно перешли на электронные книги.
– Все чаще ловлю себя на том, что отказываюсь от чтения литературы на телефоне или планшете и покупаю бумажную книгу. Во-первых, это полезнее для здоровья, глаза не утомляются. Во-вторых, в тот момент, когда листаешь страницы, как раз и возникает магия.
– Ваши ближайшие планы?
– Сейчас у оркестра отпуск. Очень надеюсь, что планы встретиться с Теодором в июле осуществятся. Планы на обозримое будущее есть, дирекция активно ими занимается. Сейчас трудно что-то прогнозировать. Но тем не менее, конечно, планируются и следующие сезоны. Без гастролей оркестру непросто во всех смыслах. Более печальную ситуацию в тройной юбилейный год сложно было себе представить: Бетховен, Чайковский и 100-летие Зальцбурга – все отменилось. Дягилевский фестиваль перенесен. Зальцбургский фестиваль в сокращенном виде состоится в августе, но без musicAeterna – постановку оперы «Дон Жуан» Моцарта, которую мы должны были делать, перенесли на следующий год.
– Но музыкантов оркестра поддерживают?
– Да, конечно, огромное спасибо тем, от кого это зависит. И, надеюсь, musicAeterna уже скоро вернется на сцену, поскольку она делает наши сны о музыке реальностью.
Комментарии