Владимир Хотиненко: «Молодые режиссеры должны сбиться в стаю»

Без новых творцов у кинематографа нет будущего. Эта сентенция банальна только на первый взгляд. На показах работ молодых кинематографистов, которые прошли в рамках Культурного форума, в зале присутствовали не более 10 - 15 зрителей. Так что же впереди? Вполне возможно, что какой-то ответ на этот вопрос даст 17-й международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало», который с 20 по 23 ноября прошел в Доме кино.

Владимир Хотиненко: «Молодые режиссеры должны сбиться в стаю» | Фото: Free-Photos / pixabay

Фото: Free-Photos / pixabay

В программе заявлены тридцать работ из одиннадцати стран - как полный метр, так и короткометражные картины. Перед открытием смотра на вопросы нашего журналиста ответил председатель жюри конкурса полнометражных фильмов, режиссер, актер и сценарист, заведующий кафедрой режиссуры во ВГИКе, народный артист РФ Владимир Хотиненко.

- Владимир Иванович, как сейчас чувствуют себя дебютанты внутри профессионального сообщества?

- К сожалению, произошла странная вещь: молодежная тема исчезла из нашего кино. Можно назвать пару-тройку фильмов - и все. Это тревожная тенденция, потому что мы не знаем, чем они дышат, как они живут. Раньше мы, кинематографисты, с интересом смотрели работы друг друга. На премьерах было достаточное количество людей, был цеховой интерес. Я надеюсь, что сегодняшняя картина скоро может поменяться. Но это процесс встречный: заинтересованность появится, когда оживет сама среда молодежного кино.

- Что конкретно вы имеете в виду?

- Нужна волна. Они должны сбиться в стаю. Нужен процесс, аналогичный тому, что произошел в американском кино в шестидесятых годах, когда пришли новые поколения и изменили Голливуд. Может, моя точка зрения ошибочна. Но я думаю, нужно, чтобы молодые собирались, ругались, чтобы у них все кипело. Если бы они соединились в общем движении, появилась бы энергетическая заинтересованность поиграть, захотеть снимать кино. Но эти процессы никогда не начинались с одиночек. Разве что в Швеции Бергман действовал сам по себе - ну так Швеция страна небольшая. Нам не хватает процесса. Да, кто-то пробивается, кого-то куда-то приглашают... Можно - правда, с трудом - набрать дюжину перспективных имен в коротком метре. Про полнометражное кино всерьез даже говорить не приходится.

- Слишком дорого?

- Тот, кто хочет снимать, - снимет. Одна из главных причин - плохая образованность. В полном метре нужно, чтобы человеку было что сказать.

- Они и говорят. Правда, после знакомства с тематикой конкурсных работ возникает ощущение, что все экстремально обострено: какие-то надрывы, душевные опустошения. Столько всего наверчено, что невольно вспоминаются ваши слова по поводу собственного режиссерского дебюта, картины «Один и без оружия»: «Чересчур набили рот, а пережевать не смогли весь этот материал»... А нынешний фестиваль откроется специальным показом вашей картины «Зеркало для героя» - именно она названа в аннотации дебютом.

- Я специально попросил об этом. С этим фильмом я почувствовал, что не зря пришел в кино. После первых двух картин я думал, что, может, зря поменял профессию. Я ведь закончил Свердловский архитектурный институт. А на «Зеркале» пришло чувство, что ради этого все-таки стоит ковыряться.

- Вы, конечно, скромничаете. Снять первую же картину с такими актерами, как Борис Галкин, Всеволод Ларионов, Елена Майорова. Один Талгат Нигматуллин чего стоил после успеха «Пиратов ХХ века».

- Тогда же были модны пары романтических героев - как Роберт Рэдфорд и Пол Ньюмен. И я такую пару хотел сделать - Борис Галкин, в ту пору звезда номер один, и Талгат Нигматуллин. Но все же я смотрел в сторону Тарковского, Бергмана, Феллини. И мне казалось, что моя первая картина не вполне получилась. Хотя там были интересные вещи. Во втором моем фильме «В стреляющей глуши» был очень хорош актер Сергей Колтаков. Но мне все равно чего-то не хватало, а вот в «Зеркале для героя» все срослось. В то время, конечно, было в чем-то проще. Мне было очень важно пройти все этапы: начинал с ассистента художника, работал вторым режиссером, был художником-постановщиком на четырех картинах. Знал всю кухню. И мне дали сделать картину. Нынешние находятся в других условиях.

- Первый фильм вы сняли в 32 года. По советским меркам - очень-очень молодой режиссер!

- Да, я долго носил это звание (смеется). У нас тогда тоже была волна, был молодежный кинофорум «Серебряный гвоздь», шел процесс. Большой список: Сельянов, Тодоровский, Дыховичный... Пресловутые двенадцать человек набирались легко. Вопрос был простой - есть кино или его нет. Может, это нельзя назвать волной по большому счету, но достаточное количество очень разных талантливых людей были вместе.

- И все-таки, что вы испытываете сейчас как педагог? Ведь будущее нашего кино у вас на виду в прямом смысле.

- Очень осторожный оптимизм. У меня много учеников. Есть очень серьезные - я наберу ту самую дюжину человек, у которых все может получиться. Но в нашей профессии, если серьезно смотреть, процент состоявшихся совсем небольшой. И всегда так было. А сейчас особенно. Потому что ужесточилось время - новые не получают поляну. Я в Минкульте бьюсь за дебюты, их должно быть больше. Я даже предлагал устроить год режиссерских дебютов: взять и запустить пятьдесят картин. Может, половина не получится. Но можно будет оценить, есть у нас потенциал или нет. Пока мы этого не знаем.

#кино #конкурс #молодежь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6330) от 27.11.2018 под заголовком «Владимир Хотиненко: Они должны сбиться в стаю».


Комментарии