Визит «Алеко». В Мариинском-2 показали премьеру оперы в постановке Ильдара Абдразакова

В Мариинском-2 показали первую премьеру Севастопольского театра оперы и балета — оперу «Алеко» Рахманинова в постановке Ильдара Абдразакова, который дебютировал и как солист в титульной роли. За пультом по такому случаю стоял маэстро Валерий Гергиев.

Визит «Алеко». В Мариинском-2 показали премьеру оперы в постановке Ильдара Абдразакова | © Мариинский театр. Фотограф Александр НЕФФ. 2025 г.

© Мариинский театр. Фотограф Александр НЕФФ. 2025 г.

Севастопольский оперный театр построится еще не скоро, но его художественный руководитель Ильдар Абдразаков уже собирает труппу и репертуар, чтобы было чем заполнить афишу, когда там все откроется. «Алеко» Рахманинова — лучший опус для освоения молодыми голосами. Опера сочинена была молодым Сергеем Рахманиновым в качестве дипломной работы, которой впоследствии дал очень высокую оценку сам Петр Ильич Чайковский, увидевший в нем прямого преемника своей традиции.

Рахманинов соединил в первой опере сразу несколько традиций, прежде всего — русскую и европейскую. Так, зачин Рассказа Старого цыгана «Волшебной силой песнопенья» оказывается как близнец похожим на эпический рассказ Баяна в «Руслане и Людмиле» Глинки о «Делах давно минувших дней», а женская «Цыганская пляска» не только развивает традицию русского Востока, заложенную тем же Глинкой, продолженную Бородиным и Римским-Корсаковым, но и предвосхищает пляску Саломеи из одноименной оперы Штрауса. Плотность событий на единицу времени, драматургически чутко уложенных всего лишь в час музыки, ставит этот шедевр в ряд с «Сельской честью» Масканьи и «Паяцами» Леонкавалло, появившимися в эти же годы, позволяя считать их русской версией очень модного тогда веризма. Фактически все сольные номера из этой оперы стали за минувший век обязательными номерами концертных программ сопрано, теноров и басов.

Для Ильдара Абдразакова «Романс Алеко» — одна из коронных сначала конкурсных, а затем и концертных арий, неизменно приносящих ему слушательские восторги. Так было и на этот раз: зал взревел, когда певец выходил на поклоны. Ему пришлось выдержать непростое испытание на стойкость, поскольку в тот день он себя неважно чувствовал, но петь нужно было три спектакля подряд — утром и два вечером. Опера хотя и одноактная, но выкладываться требует не меньше, чем любая другая, тем более что фактически все герои весь вечер не сходят со сцены. Но заметить недомогание было решительно невозможно: певец держался уверенно, не подавая никакого вида, а пел как бог.

Режиссерским решением Ильдара стал перенос действия пушкинской поэмы «Цыганы» в лихие перестроечные годы — в обычный двор, где все всё про всех знают, всё у всех на виду. Вместе с ассистентом режиссера Ляйсан Сафаргуловой, сценографом Екатериной Малининой и художником по свету Константином Удовиченко они создали очень компактный дворик, фасад серого двухэтажного дома с объявлениями о купле-продаже и поиске работы на двери подъезда. Там в каждом окне и на балконах люди жили разными жизнями, перед зрителями как на ладони разыгрались события этой кровавой драмы. Костюмами занимался модный дом, работа которого заключалась не только в пошиве новой, но и в поиске аутентичной одежды в секонд-хендах и на блошиных рынках.

Действие оперы и в самом деле производило эффект той самой правды факта, завещанной идеологами веризма. Хореографы Анастасия Чередникова и Брайан Опоку виртуозно поставили танцы, а за массовку отвечала Хоровая капелла России им. А. А. Юрлова.

Спектакль начался с кинофактуры — зрителям показали на экране предысторию событий, в результате которых Земфира спасла Алеко от рук уличных бандитов, невольно став избранницей главного героя. К сожалению, так его и не полюбила, оставив сердце у молодого цыгана. Визуальный образ спектакля во многом определял дирижерскую стилистику Валерия Гергиева, который словно бы ловил волну жизни, предложенной режиссером, — жизни с ее неожиданностями, вспышками темпераментов, временным успокоением и возвращением в конфликтную зону вплоть до роковой кульминации с двойным убийством.

Ильдар Абдразаков был, разумеется, главным вокальным магнитом спектакля, вокруг которого выстраивались поля из двух Земфир и двух молодых цыган. Виктория Лебедева, только начинающая оперную карьеру, показала хорошо настроенное лирическое сопрано и темперамент, из которого должна вырас­ти серьезная героиня. Рядом с ней идеальным, «равнокалиберным» влюбленным воспринимался тенор Кирилл Белов в партии Молодого цыгана. А пара Динары Алиевой и Иосифа Никитенко получилась более сложной, хотя не менее интересной, учитывая многоопытность этой сопрано и еще не до конца оперившегося молодого тенора. Песня Земфиры «Старый муж» в страстном исполнении Динары Алиевой стала главным драматургическим узлом спектакля. За Старого цыгана все три спектакля фирменно и не без удовольствия отдувался бас Алексей Тихомиров, любимый коллега Ильдара по цеху, которому школу вокально-актерского мастерства преподала много лет назад сама Галина Вишневская.

Читайте также:

«Время меняется быстрее театра»: интервью с директором театра музкомедии Юрием Шварцкопфом

В Петербурге пройдёт XXXII фестиваль негосударственных театров «Рождественский парад»



#Ильдар Абдразаков #опера #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (8055) от 12.12.2025 под заголовком «Визит «Алеко»».


Комментарии