Viva Lactis

С особым размахом отмечает десятилетие «Киберфест» - международный фестиваль искусства, использующего новые технологии. Выставками на восьми престижных площадках с участием 80 художников, ретроспективами видеопрограмм прошлых лет, мини-фестивалем саунд-арта (звуковое искусство), образовательной программой.

Viva Lactis | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Но суть события остается прежней. Она заключена в попытке художников ответить на «проклятые вопросы». Зачем набивать произведения компьютерами со сложными программами, которые обеспечивают интерактивность? Зачем в условиях сильно ограниченных бюджетов выстраивать башни и крепости из дисплеев, на экранах которых имитируется реальность?

Со стороны ситуация выглядит заведомо проигрышной. Все электронные фишки быстро осваивают клубы, торгово-развлекательные центры и прочие агенты общества потребления. Они обладают несравненно большими финансовыми возможностями, чем художники.

В то же время science art, синтезирующее науку и искусство, будь то выращивание новых стволовых клеток, создание биокомпьютеров и т. д., предполагает лидирующую роль ученых. Художники - только ведомые в процессе поиска нового знания. Они часто ставят важные вопросы о социальной и этической ответственности исследователей, но это отдельная тема.

Основатель «Киберфеста» - медиахудожник Анна Франц назвала фестиваль «Система координат», вспомнив исторический анекдот о философе и математике Рене Декарте. Как-то ученый целый день провел в постели, размышляя о чем-то. Ему постоянно мешала жужжащая муха. Тогда он стал думать, как описать положение насекомого в пространстве, чтобы убить ее без промаха. В итоге появилась прямоугольная система координат.

Так и художники - участники фестиваля пытаются определить свое положение в современном обществе, которое находится под сильнейшим влиянием массмедиа и социальных сетей.

Для них системой координат стали две основные выставки «Киберфеста-10» - «Интерпретации» (куратор Елена Губанова) в Музее Академии художеств и «Эффект присутствия» (кураторы Анна Франц и Варвара Егорова) в Музее Академии имени А. Л. Штиглица.

Первый проект - посвящение классическому искусству. Он адресован самому широкому кругу зрителей. Второй - скорее лаборатория, где, часто на ощупь, изучаются возможности новых технологий. Его адресат - молодая публика, будущие художники и медиаактивисты.

В трех парадных залах Академии художеств дизайнер Александр Менус построил эффектное зрелище. Людмила Белова создала «Посвящение Вермееру» - трогательное видео с сидящей в эрмитажном зале смотрительницей, увиденной глазами этого художника, чуткого к обыденной жизни и мелким деталям. Кореец Ли Ли Нам оживил на трех больших дисплеях шедевр Вермеера «Молочница». По мнению автора, течение молока - это метафора жизни ради мирских желаний. Не согласимся с художником, у него получился настоящий viva lactis - символ начала жизни и ее бесконечного продолжения.

Работа итальянца Донато Пикколо «Анахронизм» отвечает своему названию. Это сделанная с детской непосредственностью инсталляция, в которой «Вид Делфта» все того же Вермеера вдруг расцвечивается мельканием радуги, а романтическое спокойствие пейзажа Каспара Давида Фридриха нарушается падением метеоритов.

Всерьез воспринимает «дополненную реальность» Виталий Пушницкий. В его интерактивной инсталляции «Студия. Ожидание» зрителю предлагается навести айфон на картину, изображающую пустой угол студии художника. В виртуальной студии на инвалидной коляске сидит человек. Перемещая айфон вдоль полотна, его можно рассмотреть на экране с разных сторон. Возникает эффект немого диалога, который оказывается сильнее слов.

«Репетиция» Ирины Наховой - омаж Эдуарду Мане. Перед большим лайтбоксом с репродукцией картины «Балкон» разложены 50 малых лайтбоксов, где друзья и современники Наховой лежат в позе «Мертвого тореадора». Где здесь сцена и где место зрителя, на балконе или среди «тореадоров» - такие вопросы задает нам художница.

С наховской работой вступает в диалог Марина Алексеева. В ее ироничном «Омаже Яну Фабру» механическая собака сторожит огромную статую Диоскура из академического собрания и злобно лает, когда зритель к ней приближается. Рядом находится трехканальное видео «Лифт». В нем родственники и знакомые Алексеевой беспрерывно катаются вверх-вниз. «Жизнь - это движение. Движение - это жизнь. Возможно, в нем нет смысла?» - вопрошает художница.

Про смыслы и видео бельгийца Коэна Тейса Death fucking metal. Переведем название вольно - «Смерть тяжелого рока». На велодроме в свете прожекторов крутится сцена, публика беснуется в ожидании шоу. Но пожилые рок-звезды, уставшие от самих себя, уже не могут играть.

После десятилетия «Киберфеста» естественно задать вопрос: что дальше? Логичным шагом в развитии проекта стал бы выход на серьезный технологический уровень, совместная работа художников, программистов, инженеров. Захотят ли мощные компании протянуть руку помощи скромным художникам?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5878) от 30.01.2017.


Комментарии