Viva Lactis

С особым размахом отмечает десятилетие «Киберфест» - международный фестиваль искусства, использующего новые технологии. Выставками на восьми престижных площадках с участием 80 художников, ретроспективами видеопрограмм прошлых лет, мини-фестивалем саунд-арта (звуковое искусство), образовательной программой.

Viva Lactis | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Но суть события остается прежней. Она заключена в попытке художников ответить на «проклятые вопросы». Зачем набивать произведения компьютерами со сложными программами, которые обеспечивают интерактивность? Зачем в условиях сильно ограниченных бюджетов выстраивать башни и крепости из дисплеев, на экранах которых имитируется реальность?

Со стороны ситуация выглядит заведомо проигрышной. Все электронные фишки быстро осваивают клубы, торгово-развлекательные центры и прочие агенты общества потребления. Они обладают несравненно большими финансовыми возможностями, чем художники.

В то же время science art, синтезирующее науку и искусство, будь то выращивание новых стволовых клеток, создание биокомпьютеров и т. д., предполагает лидирующую роль ученых. Художники - только ведомые в процессе поиска нового знания. Они часто ставят важные вопросы о социальной и этической ответственности исследователей, но это отдельная тема.

Основатель «Киберфеста» - медиахудожник Анна Франц назвала фестиваль «Система координат», вспомнив исторический анекдот о философе и математике Рене Декарте. Как-то ученый целый день провел в постели, размышляя о чем-то. Ему постоянно мешала жужжащая муха. Тогда он стал думать, как описать положение насекомого в пространстве, чтобы убить ее без промаха. В итоге появилась прямоугольная система координат.

Так и художники - участники фестиваля пытаются определить свое положение в современном обществе, которое находится под сильнейшим влиянием массмедиа и социальных сетей.

Для них системой координат стали две основные выставки «Киберфеста-10» - «Интерпретации» (куратор Елена Губанова) в Музее Академии художеств и «Эффект присутствия» (кураторы Анна Франц и Варвара Егорова) в Музее Академии имени А. Л. Штиглица.

Первый проект - посвящение классическому искусству. Он адресован самому широкому кругу зрителей. Второй - скорее лаборатория, где, часто на ощупь, изучаются возможности новых технологий. Его адресат - молодая публика, будущие художники и медиаактивисты.

В трех парадных залах Академии художеств дизайнер Александр Менус построил эффектное зрелище. Людмила Белова создала «Посвящение Вермееру» - трогательное видео с сидящей в эрмитажном зале смотрительницей, увиденной глазами этого художника, чуткого к обыденной жизни и мелким деталям. Кореец Ли Ли Нам оживил на трех больших дисплеях шедевр Вермеера «Молочница». По мнению автора, течение молока - это метафора жизни ради мирских желаний. Не согласимся с художником, у него получился настоящий viva lactis - символ начала жизни и ее бесконечного продолжения.

Работа итальянца Донато Пикколо «Анахронизм» отвечает своему названию. Это сделанная с детской непосредственностью инсталляция, в которой «Вид Делфта» все того же Вермеера вдруг расцвечивается мельканием радуги, а романтическое спокойствие пейзажа Каспара Давида Фридриха нарушается падением метеоритов.

Всерьез воспринимает «дополненную реальность» Виталий Пушницкий. В его интерактивной инсталляции «Студия. Ожидание» зрителю предлагается навести айфон на картину, изображающую пустой угол студии художника. В виртуальной студии на инвалидной коляске сидит человек. Перемещая айфон вдоль полотна, его можно рассмотреть на экране с разных сторон. Возникает эффект немого диалога, который оказывается сильнее слов.

«Репетиция» Ирины Наховой - омаж Эдуарду Мане. Перед большим лайтбоксом с репродукцией картины «Балкон» разложены 50 малых лайтбоксов, где друзья и современники Наховой лежат в позе «Мертвого тореадора». Где здесь сцена и где место зрителя, на балконе или среди «тореадоров» - такие вопросы задает нам художница.

С наховской работой вступает в диалог Марина Алексеева. В ее ироничном «Омаже Яну Фабру» механическая собака сторожит огромную статую Диоскура из академического собрания и злобно лает, когда зритель к ней приближается. Рядом находится трехканальное видео «Лифт». В нем родственники и знакомые Алексеевой беспрерывно катаются вверх-вниз. «Жизнь - это движение. Движение - это жизнь. Возможно, в нем нет смысла?» - вопрошает художница.

Про смыслы и видео бельгийца Коэна Тейса Death fucking metal. Переведем название вольно - «Смерть тяжелого рока». На велодроме в свете прожекторов крутится сцена, публика беснуется в ожидании шоу. Но пожилые рок-звезды, уставшие от самих себя, уже не могут играть.

После десятилетия «Киберфеста» естественно задать вопрос: что дальше? Логичным шагом в развитии проекта стал бы выход на серьезный технологический уровень, совместная работа художников, программистов, инженеров. Захотят ли мощные компании протянуть руку помощи скромным художникам?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5878) от 30.01.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...