Виктор Сухоруков: «Осмеянию можно подвергнуть все, а издевательству – нет»

В 1965 году Георгий Товстоногов поставил в БДТ спектакль по пьесе Леонида Зорина «Римская комедия». Спектакль прошел считанные разы и был снят - диалог между римским императором Домицианом и поэтом Дионом показался крамольным. И вот спустя полвека этот спектакль вновь появится на сцене БДТ - в версии московского Театра им. Моссовета, чьи гастроли начинаются 31 марта. В роли последнего представителя династии Флавиев - Виктор СУХОРУКОВ, с которым накануне гастролей журналист Елена БОБРОВА поговорила не только о власти, но и о художниках.

Виктор Сухоруков: «Осмеянию можно подвергнуть все, а издевательству – нет» | У императора Домициана (Виктор Сухоруков) были большие претензии к людям искусства. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. Моссовета

У императора Домициана (Виктор Сухоруков) были большие претензии к людям искусства. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. Моссовета

- Виктор Иванович, кажется символичным, что вы будете играть «Римскую комедию» в нашем городе именно на сцене БДТ.

- Начну издалека, со своего исхода из Петербурга. Когда-то я предложил в театре, в котором служил, поставить к моему юбилею пьесу про Эзопа «Лиса и виноград». А мне сказали: «Какой же ты поэт?». И тогда я иронично ответил: «Но ведь он - раб, а потом поэт».

Почему я вспомнил сейчас эту историю? Да потому, что в апреле приеду в роли императора Домициана. Теперь я играю царя Федора Иоанновича, самого Тартюфа, Порфирия Петровича в «Р.Р.Р.» по «Преступлению и наказанию». Такие у меня ролищи, чем я безмерно горжусь. И рад, что те, кто считал, что Эзоп мне не по плечу, увидят, как я справляюсь с ролью римского императора...

Возвращаясь к той постановке «Римской комедии» в БДТ, напомню, что мою роль играл сам Евгений Лебедев. Странно, почему-то в последние годы я иду по его стопам - мне предлагали и Фому Опискина и даже роль Бессеменова в «Мещанах» (горьковские «Мещане» - легендарный спектакль БДТ, а Опискин из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» стал последней ролью Лебедева. - Прим. ред.). В Ленинграде «Римская комедия» прожила очень короткую жизнь - партийная власть закрыла спектакль. И, конечно, что-то есть в том, что мы покажем свой спектакль именно на сцене БДТ. Открою вам секрет: мы сегодня трансформируем декорации специально ради того, чтобы сыграть на этом намоленном месте...

Похвастаю: спектакль идет с аншлагом, или, как говорят административные люди, он - кассовый. История очень простая - противостояние интеллигенции и власти, культуры и деспотизма. Для этой немного устаревшей пьесы, написанной эзоповым языком с метафорами полувековой давности, мы нашли современный ход: предъявляем зрителям, как свидетелям, две позиции. Две точки зрения на ситуацию, систему. На саму жизнь. А люди пусть сами выбирают, кто из нас прав - император Домициан или поэт Дион.

- Георгий Тараторкин, к 70-летию которого Павел Хомский и поставил «Римскую комедию», говорил, что задавался вопросом: «Неужели мы ничему не учимся, если написанное полвека назад воспринимается как рожденное сегодня?».

- Я был счастлив и, признаюсь, удивлен, что Георгий Георгиевич выбрал в партнеры именно меня. Потому что по характеру, по воспитанию, да по всему мы с ним очень разные. Георгий Георгиевич был утонченный интеллигент, немногословный, сдержанный в проявлении эмоций, а я человек эмоциональный. Он - как часы-ходики, только глазами туда-сюда, наблюдая за окружающим миром, а я - как Петрушка вместо гири на этих часах. И тем не менее он слышал меня, я понимал его. Хотя, признаюсь, вначале у меня возникло ощущение, что я ему не интересен как партнер, слишком спокойно он выслушивал все мои предложения и не предъявлял никаких претензий. Но потом, когда мы вышли на сцену, все встало на свои места - мы были как истинный тандем, как два колеса у одного велосипеда.

Открою вам секрет. Даже прикасаясь к Георгию Георгиевичу на сцене, я сохранял дистанцию буквально в один миллиметр. Обнимал так, чтобы он не чувствовал давления с моей стороны, чтобы ему было свободно и легко.

Я счастлив, что еду с «Римской комедией» в Петербург, и горюю только по одному поводу - что Георгий Георгиевич так и не показал на родине своего Диона. Утонченного, обидчивого, восхищенного, восторженного и печального, худого до болезненности и с пронзительным взглядом, устремленным в будущее. Тараторкин в этом спектакле был как горящая свеча.

Тараторкина заменил Сергей Виноградов, замечательный актер, великолепный партнер. Спектакль по-прежнему идет с большим успехом, но... без Георгия Тараторкина. И в этом моя печаль...

- Домициан говорит: «Люди искусства часто преувеличивают свою безнаказанность». Мы часто в этом виним власть, но не художников...

- У него есть и другая фраза: «Когда что-либо затеваешь, всегда надо думать о последствиях». Действительно, люди искусства думают, что им все дозволено. Когда некий художник хлопочет за другого художника: «Помогите, отпустите, ослабьте вожжи», он не задумывается: «А этот твой друг, может быть, получил по заслугам?». Возможно, я сейчас рассуждаю, как Домициан, но художник, выступающий против власти, должен отдавать самому себе отчет: а готов ли он к этой схватке. И осознавать, что власть имеет право ему ответить.

Надо быть справедливым - у власти своя серьезная миссия, свои обязанности и свои права. Да, власть сильна. Но она и должна быть сильна, потому что отвечает за народ, за пространство жизни. А мы отвечаем только за свое маленькое дело, которое может быть полезным обществу.

Я не обольщаюсь. Эта власть в Ленинграде выгоняла меня из театра, эта же власть меня возвращала. Эта власть дала мне звание народного артиста и орден Дружбы. Эта же власть непосильной работой загнала в могилу мою маму совсем молодой. Власть она есть власть.

Но я - аполитичен. Потому что знаю: какая бы власть ни была на дворе, родина у меня одна. Для меня мой роддом, моя школа, кладбище, где лежат мои, - это не хлам, а, наоборот, самое важное. А какая там власть... Вы можете сказать: «Это потому, что вас не коснулось...». Может быть, в этом и есть моя судьба и моя удача.

- Говоря об ответственности и безнаказанности художника, я имела в виду прежде всего взаимоотношения художника и зрителя. Так часто слышишь о том, что они творят «для себя».

- Я это называю «самовыражаются». Отсидев на одном таком спектакле какое-то время, я не выдержал и прямо во время действия, пригнувшись, между рядами пошел к выходу. И сказал себе: «Хотите иметь такое - имейте! Хотите играть такое - играйте!». Но лично для меня режиссер, создавший такой спектакль, уже не существует.

Почему? Да потому, что он мне неинтересен, в его постановке я увидел презрение, высокомерие по отношению ко мне. А мне это надо? Нет. Я пойду туда, где мне не надо разгадывать шарады ради шарад. А когда мне под видом самовыражения выдают «мусорную свалку» как некое решение спектакля - я это видеть не хочу. Я за то, чтобы давать зрителю возможность думать, не насилуя его.

Вот наша «Римская комедия» - об очень серьезных вещах мы говорим без всякой зауми, очень театрально, красиво, музыкально. Режиссер придумал современный ход, но при этом на сцене атмосфера Римской империи, и мы ходим в тогах, а не в шинелях с лычками младших сержантов.

- Забавно, что в 4-м сезоне сериала «Физрук» вам досталась роль худрука провинциального театра, мечтающего о «Золотой маске».

- Мечтать о таких вещах - вообще глупость. Это значит, вы сочиняете спектакль ради группки людей, значит, вы заранее с ней сговариваетесь, угождаете ей. Ну хорошо, получил человек «Золотую маску», дальше-то что? Проблема в другом, в том, что зрителю навязывают мнение: «Этот спектакль получил премию, это шедевр». И не дай боже ты начнешь сомневаться - тебя обвинят в безвкусице и отсталости. К ажиотажу настоящее искусство не имеет никакого отношения. Это все политика, демагогия, кликушество.

- Грядет апрель, и я вспомнила, что вы не единожды играли роль Ленина...

- Да, трижды. В Театре на Литейном лет 20 назад Юрий Мамин поставил пьесу Аркадия Тигая «Кремлевские куранты, или Приезжайте к нам лет эдак через...» и два раза на экране. Был еще один Ленин: на 80-летие БДТ я выступил в роли вождя. В центре огромного талантливого коллектива театра сидел Кирилл Лавров, который, как известно, тоже играл Ленина. «А ведь мы с вами не чужие люди, батенька», - начал я свое поздравление.

- В «Комедии строгого режима» вашему персонажу зэку доверили в тюремной художественной самодеятельности роль вождя. Спустя несколько лет в Театре на Литейном - этакая провокация Мамина и Тигая, ироничное прочтение известной пьесы Погодина «Кремлевские куранты».

- Да не провокация то была. Просто представление, шоу. Каждый развлекается, как может. Ну и что?

- Все можно подвергать осмеянию?

- Осмеянию можно подвергнуть все, а издевательству - нет. Мы не издевались, это точно.

- На тонкой грани стеба и эстонская картина «Все мои Ленины» про то, как немцы создали школу двойников Владимира Ильича. В итоге революцию отправился делать не Ульянов, а некто Иван... А вообще история революции вас захватила?

- Я когда готовился к съемкам, с удивлением узнал, что у Ленина была мысль заняться за рубежом адвокатской практикой, посвятить себя любимой женщине, а не революции. Но судьба распорядилась иначе. А что касается революции, то я с ужасом осознаю, какой был раскол, какая смута, вранье, обман. У каждой фигуры в той игре была своя цель. И, увы, не всеми двигала любовь к родине, а зачастую ничтожные замыслы, убогие желания, меркантильность, мелочность. Что такое Ленин? Он попал в водоворот таких мощных событий.

- Вы хотите сказать, он был заложником обстоятельств?

- А вы так не считаете? Почитайте про последние дни его жизни.

- Читала. И, разумеется, смотрела сокуровский «Телец». А вы хотели бы сыграть роль Ленина в его последние дни?

- Я бы сыграл. Только все зависит от истории. Я вообще ни от чего не отказываюсь, сыграл же я Гиммлера в «Рае» Кончаловского, и мне не было стыдно. Напротив, я горжусь этой работой, хотя, конечно, он был мерзость последняя, как я его называю: «кондитерский людоед».

- У вас нет табу на роли?

- Нет, сыграю, кого хотите. Я был на темной стороне и знаю, что и за бортом живут люди, поэтому мне не страшно погружаться в какие-то мрачные психологические глубины. Главное - интересно рассказать об этом.

Статья опубликована в номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 28.03.2017 под заголовком «Тога для Виктора Сухорукова».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.