Ветер фьордов в Коломне

В Концертном зале Мариинского театра завершился последний концерт абонементного цикла A cappella, в котором героем выступил норвежский хор Schola Cantorum под управлением Тоне Бьянка Спарре Даль.

Ветер фьордов в Коломне | ФОТО Валентина БАРАНОВСКОГО. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра.

ФОТО Валентина БАРАНОВСКОГО. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра.

В шести концертах этого хорового абонемента приняли участие коллективы из России, Эстонии, Финляндии и Норвегии, представив искусство хорового пения от ренессансных мотетов Таллиса, духовных концертов Бортнянского до сочинений Арво Пярта и самых последних опусов скандинавских композиторов. Публика, исправно заполнявшая Концертный зал, показала свой повышенный интерес к этому жанру. Программы вдохновляли разнообразием репертуара и исполнительских стилей, убедив, скажем, на примерах пермского хора «Млада», камерного хора Festino или вокального ансамбля Intrada, что и в России могут петь прозрачно и легко, демонстрируя способность к стремительному освоению европейского опыта.

Так получилось, что драматургия выступлений шла по нарастающей, и концерт норвежского хора стал абсолютной кульминацией. Впервые Schola Cantorum, основанный в 1964 году на базе музыкального факультета Университета Осло, приезжал в Петербург с концертом восемь лет назад в Малый зал Филармонии. Самобытный коллектив с яркой и сильной индивидуальностью за эти годы продолжил свой творческий рост. Концерт из двух отделений пролетел в одно мгновение. Норвежцев из Осло здесь слушали, затаив дыхание. За невероятно музыкальное, эмоциональное и технически качественное исполнение награждали аплодисментами, температура которых повышалась с каждым последующим номером.

Оба отделения – академичное первое и более свободное, выдержанное в фольклорном духе, второе – были посвящены музыке любимой Норвегии. В 2013 году диск хора Hymn to the Virgin с сочинениями композиторов их страны был номинирован на премию «Грэмми». И много лет назад, и сегодня норвежские композиторы выигрывали оттого, что не чурались простоты и прямоты, не бегали в поисках искусственной усложненности и неправильности, а учились у форм самой природы. И природа щедро награждала их немного наивными, но очень чистыми, энергетически насыщенными, естественными созвучиями и напевами, в которых соединялись древность и современность. За бесхитростными названиями – «Когда закрываю глаза, я думаю о мире» Карин Ренквист или «Позволь ему поцеловать меня» Свена-Давида Сандстрёма скрывалась музыка, способная без перевода на другой язык открывать души, давая им возможность говорить друг с другом. При всем богатстве переменчивых настроений музыка источала состояние покоя и бесконечной красоты.

Дирижер Тоне Бьянка Спарре Даль (возглавившая ансамбль в 2002 году) вела хор за собой властным, несколько мужским, но удобным, естественным жестом, демонстрируя великолепную мануальную технику. Голоса сливались в идеальном инструментальном балансе, поражая ровностью, сочностью и спаянностью каждой группы. Дыхание изумляло органичностью и свободой. Во втором отделении участники Schola Cantorum вышли в национальных костюмах – каждый в своем, явив еще и пир для глаз многокрасочными орнаментами. Они вышли в зал, затянув уютный и неторопливый свадебный марш Хеннинга Соммерро. Украшением концерта оказались выходы стройного молодого скрипача Бьорна Коре Одде, игравшего как на традиционной, так и на знаменитой хардангерской скрипке, дразнящей слух своими многострунными переливами.

Внешне непритязательную песню «Церковь в Несланде» в аранжировке норвежского классика ХХ века Кнута Нюстедта запевала девушка в народной манере, которую подхватывал хор, то и дело напоминая о фирменных григовских мотивах, произросших из народных наигрышей. Незабываемый звук хора – ясный, наполненный, плотный и полетный – вновь убедил в существовании такого явления, как экологическая чистота исполнения. С ней не раз приходилось сталкиваться, слушая именно норвежских музыкантов – как пианистов, так и скрипачей, и трубачей, впитавших воздух фьордов.

В скрипичном зачине финального номера – Snilla Patea Бьорна Коре Одде – неожиданно послышались мотивы финала песенной темы Патетической сонаты Бетховена. И это стало еще одним свидетельством универсальных ценностей вне национальных рамок, ради чего и стоило снова приехать в Петербург этому славному норвежскому ансамблю.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (5704) от 19.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...